Запад не спешит передавать Киеву украденные у Москвы активы
Украине нужны деньги. На войну, на восстановление разрушенной инфраструктуры, на банальные ежедневные расходы, направленные на обеспечение жизнедеятельности основных отраслей экономики и поддержание минимального уровня жизни населения. Учитывая тот факт, что бюджет 2024 года будет ожидаемо дефицитным, руководству этой страны придется решить довольно непростую задачу по поиску недостающих средств. Речь идет, как минимум, о $29 млрд.
Как пояснил в интервью изданию Politico министр финансов Украины Сергей Марченко, «дефицит бюджета планируется закрыть за счёт внешних вливаний». А для того, чтобы европейские коллеги его не только услышали, но и осознали необходимость своего участия в решении проблем Украины, Марченко намекнул, что если же с перечислением Киеву денег будут задержки, то Евросоюз ждут рост миграционной угрозы, рост цен и другие самые суровые последствия, которые способен породить украинский кризис.
Ну разумеется, чтобы подобное заявление не было воспринято коллективным Западом как ультиматум, а подобное уже случалось, министр финансов Украины услужливо указал «союзникам» на источник средств, которые так нужны «стране победившей демократии», напомнив о российских активах, порядка $300 млрд, арестованных на счетах западных банков еще в начале войны.
«Для Украины является законным приоритетом получение этих российских замороженных активов для восстановления Украины» - общаясь с журналистами, заявил Марченко.
Судьба российских активов довольно занимательна и действительно вызывает неподдельный интерес у украинских политиков, которые видят в них некий источник «контрибуции», которая будет направлена на восстановление «пострадавшей от российской агрессии» Украины. Арестованные, а точнее украденные в самом начале Специальной военной операции, они по сей день лежат мертвым грузом на банковских счетах, а дебаты об их дальнейшей судьбе, инициированные, как правило, официальным Киевом, так и не привели к сколь-нибудь конкретному результату.
4 ноября, спустя более чем полтора года после начала СВО, выступая в Киеве, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен пообещала до конца года предложить механизм использования прибыли от отнятых у России активов. Заметьте, не реализовать, а только лишь предложить. И речь идет отнюдь не о распоряжении самими активами, а лишь о возможности передачи тех доходов, которые получены от размещения российских $300 млрд на счетах западных банков.
По официальной версии, коллективный Запад не может распоряжаться российскими деньгами по причине наличия неких «юридических препятствий». О чем конкретно идет речь – никто не поясняет, да и когда Запад, неоднократно декларативно «адаптировавший» международное право под свои интересы, останавливала юридическая составляющая? Если бы решение о распоряжении российскими активами действительно было принято, то одномоментно переписалось бы законодательство целого ряда государств, а наиболее изворотливые политики пошли бы дальше и, посчитав ущерб, нанесенный Украине «российской агрессией», инициировали ряд судебных исков, в рамках которых деньги Российской Федерации однозначно были бы направлены на «гуманитарные цели». И тот факт, что российские активы по сей день остаются нетронутыми, а судьба их все еще «обсуждается» в высоких кабинетах, говорит о том, что коллективный Запад не готов в сложившейся ситуации «играть на все деньги».
Одна из причин, по которой Запад все еще держит историю с российскими активами на длительной паузе, заключается в так называемой «инвестиционной привлекательности». Передача российских активов «третьей стороне», в данном случае речь идет об Украине, создаст прецедент, который послужит отчетливым сигналом «незападным» странам, говорящим о том, что нечто подобное может произойти и с их активами, если возникнут принципиальные разногласия с «демократическим сообществом». И в данной ситуации, учитывая, что где-то есть Китай, всегда готовый принять утекающие из западной банковской системы активы, ранее инвестированные в доллары и евро, коллективный Запад очень осторожно взвешивает все «за и против», делая при этом выводы совсем не в пользу Украины.
Ну и, само собой, Запад довольно отчетливо представляет себе последствия решения, по сути своей являющегося даже не переходом через «красную линию», а некой точкой невозврата, которая развяжет России руки, не причинив при этом сколь-нибудь значимого ущерба. По факту украденные у России $300 млрд – это излишки, которые наша страна размещала в иностранных банках исключительно в целях получения «пассивного дохода». Утрата данных активов прошла для России относительно безболезненно, не обвалив рубль и не поставив на грань выживания национальную экономику. А ответные действия России, которая просто будет реализовывать свое законное право на возврат украденных активов, могут иметь для экономик ряда западных стран весьма серьезные последствия. Реализуемая коллективным Западом политика двойных стандартов, в рамках которых ряд стран помогают Украине, но при этом не спешат порвать все экономические связи с Россией, позволит нам в кратчайшие сроки вернуть все украденное, и вернуть с лихвой.
Наверное, именно поэтому призывы отдать украденное у России Украине для того, чтобы она смогла «победить в войне и подготовиться к вступлению в Евросоюз», звучат все тише, и все чаще маститые западные политики говорят о том, что «к России нужно относиться разумно». Запад готов еще какое-то время помогать Украине, но, видимо, разумные инстинкты берут верх, и идти в этой ситуации «ва-банк» желающих уже не осталось. Видимо, российские активы все еще рассматриваются как один из аргументов при проведении переговоров, которые сегодня уже не кажутся невозможными. И именно поэтому Украине в ближайшее время вряд ли стоит рассчитывать на то, что восстановление подконтрольных Киеву территорий будет происходить за счет России. Если, конечно, часть из них не поменяет свою территориальную принадлежность…
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках