У ФРГ свои «Восточные кресы»
Сергей Николаев

У ФРГ свои «Восточные кресы»

«Ящик Пандоры» европейские страны называют «окном возможностей»

17 ноября в Польше была создана парламентская группа по репарациям от ФРГ и РФ, участники которой будут думать, как бы получить прежде всего с Германии (на Россию у них надежды нет) компенсации, якобы причитающиеся Варшаве за причиненный во время войны ущерб.

Как известно, нынешние польские власти признали недействительным отказ руководства ПНР от немецких репараций, хотя он в свое время был обусловлен значительными немецкими территориями, которые были включены в состав Польши.

В 2017 г. аналогичная комиссия польского Сейма по репарациям определила сумму, которую намеревалась получить с Германии, в $48,8 млрд. Затем ее несколько раз пересматривали в связи с изменением курс доллара, и к 2022 году она достигла $850 млрд. Но, как говорится, аппетит приходит во время еды.

Берлин претензий Варшавы не признает и говорит, что вопрос о репарациях навсегда закрыт. В декабре 2021 года Олаф Шольц, находясь с визитом в Варшаве, назвал вопрос «юридически урегулированным», но поляки придерживаются другой точки зрения.

Маловероятно что Варшава чего-то добьется от Германии. Но зато ее претензии как бы приглашают Берлин сыграть в игру под названием «пересмотр итогов Второй мировой войны».

В ней Германия уже давно не прочь поучаствовать. Более того, она уже перед вступлением в игру разминается. В недавно прошедших в ФРГ учениях бундесвера Orange Road 2023-II без труда угадывалась отработка аншлюса Верхней Силезии – территории, ранее входившей в состав Германии, население которой, несмотря на усиленно проводимую Варшавой политику «полонизации», до сих пор считает себя «не совсем поляками» и мечтает об автономии.

Легенда учений такова: жители одного из регионов несуществующего государства «Альтравердо» (Старая земля) начали выступления, требуя предоставления широкой автономии. И соседняя «Вислания» (за которую и выступает бундесвер) приходит на помощь к этническому меньшинству и аннексирует мятежный регион.

Помимо воинских подразделений, в учениях приняли участия правительственные органы земель Баден-Вюртемберга и Баварии, которые отрабатывали «гражданскую партию» аннексии. Также сообщалось, что в ходе учений оттачивались приемы «обращения с пленными» - вероятно, сбор, конвоирование, фильтрация.

Данное событие особого резонанса не получило, и никаких заявлений от Варшавы не последовало. Но можно не сомневаться, что незамеченными польским руководством учения Orange Road 2023-II не прошли.

Даже небольшой исторический экскурс показывает, что прогерманские настроения в этом регионе всегда были очень сильны, и даже при плебисците 1921 года большая часть населения выступила за то, чтобы остаться в составе Германии (Антанта это волеизъявление проигнорировала и передала провинцию Польше). Во время войны из почти полумиллиона польских граждан, воевавших на стороне Третьего рейха, большинство было выходцами из Силезии. До сих пор жители региона утверждают, что разговаривают на «силезском», а не на польском языке (до 1991 года немецкий язык в Силезии был под запретом). В ФРГ находится штаб-квартира созданной в 1991-м году организации «За автономию Силезии», которая получает гранты из федерального бюджета и через ряд НКО ведет информационную работу, убеждая силезцев в необходимости автономии.

В 2022 году глава польского Национального банка Адам Глапинский заявил о мощных реваншистских настроениях в ФРГ, которая мечтает вернуть свои исторические территории: Силезию, Восточную Померанию, Данциг и другие земли, отошедшие Польше в 1945 году. Это заявление, опровергнутое Берлином, наделало немало шума.

При том, что официально Варшава эти обвинения не поддержала, в апреле этого года Войско Польское проводило учения «Даглезия», на которых отрабатывалась защита от нападения с запада.

А совсем недавно, на встрече с шефом Пентагона 21 ноября в Жешуве, польский министр Мариуш Блащак пожаловался на польскую оппозицию, стоящую на евроцентристских позициях, заявляющую, что ВС Польши не нужно столько оружия, сколько закупается, и имеющую «глубокую веру в то, что немцы нас защитят».  Блащак отметил, что «крайне вредный для Польши подход, из которого вытекает, что Германия будет защищать Польшу от российской агрессии — это ошибка».

Примечательно и другое. В Польше крайне обеспокоены, что после сосредоточения США на проблемах Ближнего и Дальнего Востока образовавшийся в Восточной Европе вакуум постарается занять Германия. Как опасается польский историк Анджей Новак, Германия может попытаться, как в первой половине ХХ века, «претворить в жизнь свою программу Центральной Европы, важное место в которой заняла Украина, а потом Белоруссия и Литва». То есть, Варшава полагает что Германия посягает не только на Силезию и другие немецкие земли на западе Польши, но и на «Восточные кресы», а «возвращения» по крайней мере некоторых из них польское руководство добивается почти открыто!

И поляки находят подтверждение этому в размещении Германией своего воинского контингента на постоянной основе в Литве (в нем Вильнюс видит защиту от польского экспансионизма) и возрастающей активности Берлина на украинском направлении.

Пока что размеры и оснащенность вооруженных сил, как Германии, так и Польши, не позволяют надеяться на очевидную и сокрушительную победу друг над другом. И сейчас, когда Берлин и Варшава начинают интенсивно вооружаться (кто быстрее?), вовсе не факт, что они это делают только из-за опасений перед «русской угрозой».

Впрочем, в германской экспертной среде бытует мнение, что, если Польша попытается силой отвоевать Западную Украину и ввяжется в военный конфликт с Россией, бундесвер сможет без особого труда занять Верхнюю Силезию и другие интересующие Берлин земли.

Трудно не вспомнить, что Владимир Путин предупреждал Запад, что попытки пересмотреть итоги Второй мировой войны откроют «Ящик Пандоры». Однако пока что Германия, Польша и ряд других европейских стран склонны считать, что демонтаж послевоенной системы международной системы безопасности открыл для них «окно возможностей». Мир вступает в зону турбулентности.