Для Генштаба ВСУ не лучшее время строить военные планы
Василий Таран

Для Генштаба ВСУ не лучшее время строить военные планы

Киев сталкивается с серьезными внутренними и внешними вызовами

Депутат Верховной рады Украины Давид Арахамия заявил, что у военного руководства Украины нет плана ведения боевых действий на 2024-й год, «хотя от них его очень ждут». Военный аналитик Юрий Кнутов назвал причины, мешающие руководству ВСУ строить военные планы на будущий год.

У военного руководства Украины нет плана ведения боевых действий в 2024-м, заявил СМИ лидер  «Слуги народа» в Верховной раде Давид Арахамия. По его словам, Генштаб ВСУ должен составить план — как армия будет воевать, сколько ей нужно денег и людей, и сколько бойцов надо отпустить домой, так как они уже давно воюют. «Такого плана, на самом деле, нет ни у кого в стране», — признал Арахамия. Он отметил, что план должен составить не главком ВСУ Залужный или глава Генштаба Шаптала, а «военная институция в целом». В Верховной раде и на Банковой уже давно ждут такой план, добавил лидер «СН».  

Ранее, в начале ноября, президент Украины Владимир Зеленский заявил, что у Киева «есть план наступления и в текущем, и в следующем году». «В нем есть цель, конкретные направления и города, но сейчас есть трудности с контрнаступлением, так как мы получили от Запада меньше оружия, чем рассчитывали», — указал Зеленский. Позже глава офиса Зеленского Андрей Ермак указал, что 2024-й будет «решающим» и «поворотным» в конфликте. По его словам, «ВСУ продолжают контрнаступление, президент знает, как добиться победы, но для этого нужна поддержка Запада».

Напомним, президент РФ Владимир Путин не раз заявлял, что «украинское наступление провалилось». По данным министра обороны РФ Сергея Шойгу, потери Киева с начала наступления к концу октября превысили 90 тысяч человек. А всего за три недели ноября ВСУ потеряли более 13 тысяч бойцов.

Как считает военный аналитик, директор Музея истории войск ПВО Юрий Кнутов, строить дальнейшие планы генералам ВСУ сегодня мешают слишком многие обстоятельства.

«Думаю, есть скрытые причины для таких заявлений Арахамии. Во-первых, украинские военные совсем не обязательно будут показывать план военных действий гражданским, тем более — депутатам Рады. Они вполне могут сказать, что «его нет», даже если реально он существует. Да, с точки зрения субординации они обязаны это сделать. Но в ВСУ могут учитывать тяжелую ситуацию в Киеве с утечкой информации, а также то, что между политическими кланами Украины   идет жестокая борьба», — отметил эксперт.    

При этом Кнутов допустил, что такого плана у Генштаба ВСУ сейчас действительно может и не быть.

«Это возможно по нескольким причинам. Во-первых, потому, что сами ВСУ сейчас несут катастрофические потери. Как заявил недавно один из украинских лидеров, средний возраст военных на передовой — 54 года. То есть, возраст штурмовиков ВСУ приближается к предпенсионному. А в некоторых ротах, которые сейчас выведены на переформирование в тыл, из 20-30 человек осталось лишь по 2-3 бойца, — напомнил аналитик. — Уместно вспомнить и свежее интервью Арестовича, который прямо сказал, что «контрнаступ провалился и теперь нужно готовить новый, что займет от 6 до 9 месяцев». За этот срок в стране нужно провести новую мобилизацию, поставить новую технику и обучить личный состав. Похоже, сейчас ВСУ перестали существовать в том виде, в котором они были весной 2023-го, их просто нет».

Но даже в этих условиях президент Зеленский требует продолжения наступления, он даже обозначил в соцсетях ключевое направление — Херсонское.  

«Мы видим, что туда сейчас брошены серьезные силы, которые, как и на других направлениях, «стачиваются» о нашу оборону. Также ВСУ по-прежнему активны на Артемовском направлении, а в Авдеевке, где армия РФ неуклонно продвигается, им приходится бросать большие силы на укрепление своей обороны. В этой ситуации долговременное планирование со стороны руководства ВСУ выглядит абсурдно», — отметил аналитик.    

Ситуация осложняется и тем, что по-прежнему нет подтверждений из Вашингтона о планах оказания новой военной помощи Украине, продолжил он.

«Ясность с выделением новых средств может наступить лишь в январе 2024-го, а может и не наступить. Похожая история с Германией, где Конституционный суд на днях заморозил счета целого ряда министерств, в том числе Минобороны ФРГ — в связи с чудовищным перерасходом бюджетных средств. При официально объявленных расходах в 60 млрд евро немцами реально было потрачено 260 млрд (!) евро. Таких убытков Германия не знала несколько десятилетий. То есть, основные спонсоры сейчас будут резко пересматривать свою политику в отношении Украины. Это тоже не способствует военному планированию в Киеве», — заметил эксперт.  

Он напомнил и об укреплении «антиукраинской» фронды внутри Евросоюза.

«В Нидерландах, одной из главных стран-лоббистов Украины в Евросоюзе и НАТО, к власти пришли крайне правые во главе с Гертом Вилдерсом. Они не намерены давать Киеву больше ни копейки. Внутри ЕС возникает целая коалиция стран, не желающих помогать Украине — Венгрия, Словакия и теперь еще Нидерланды. В этих условиях странно строить стратегические планы нового контрнаступа ВСУ», — говорит Кнутов.

В стратегическом менеджменте есть «оптимистичный», «реалистичный» и «пессимистичный» прогнозы. Исходя из них, Генштаб ВСУ вполне может строить планы, указал он.

«При этом «пессимистичный» прогноз для украинской армии — это уход в глухую оборону по всей линии фронта под натиском наших войск. Но даже для этого ВСУ потребуется немало ресурсов — огромное количество мин и десятки тысяч бойцов, которые будут держать оборону в окопах. Также нужно возвести надежные укрепления, получить от Запада десятки тысяч дронов, сотни артиллерийских систем и т. д. Кроме того, для обороны требуются миллионы снарядов, с которыми у ВСУ сейчас большая проблема. Вновь получить все это от США и ЕС будет весьма проблематично для Киева. Так что для Генштаба ВСУ сейчас, видимо, не лучшее время строить планы», — заключил Юрий Кнутов.