Тренировки штурмовиков
Денис Григорюк

Тренировки штурмовиков

Репортаж с полигона ОШБ «Сомали»

Теплое начало декабря сделало донбасскую степь непроходимой. Откатанные тропы превратились в месиво, в котором порой кажется, что может увязнуть даже гусеничная техника. Что уж говорить о легковушках, на которых зачастую и приходится передвигаться. Так, несколько дней назад на Запорожском направлении наша легковушка увязла в грязи где-то в голой степи. Выталкивали автомобиль, стоя по щиколотку в грязи. Не самое страшное, что может случиться в прифронтовой зоне, главное, чтобы «птичка» над головой не висела.



Другое дело – полноприводный «Патриот». Нельзя сказать, что он проходил размякшую землю без проблем, но все же опыт водителя в этом случае многое решает. «Кумар», боец легендарного ОШБ «Сомали», умело преодолевал препятствие. Комья грязи разлетались во все стороны, облепляя «Патриот». Без перебоя молотили дворники, но им было не под силу справиться с крупными кусками.



— Мы стараемся с утра выезжать на полигон, пока земля еще мерзлая, — объяснял опытный боец.

К тому моменту, как мы приехали, бойцы были уже во всеоружии и готовились к отработке упражнений. Подготовку проводят военнослужащие, прошедшие бои первых годов войны, а также тяжелейшие городские боестолкновения в Мариуполе. «Хасан» стоял в знакомом костюме «горка», который полюбился ополченцами на заре войны в Донбассе. На бронежилете висела мягкая игрушка – полюбившийся солдатами Чебурашка. «Хасан» – из местных, воюет давно. На его глазах боевые действия видоизменялись с учетом новых технологий.



— Война сильно поменялась. Дроны, по сути, заменили разведку, — поделился «Хасан».

Современные беспилотники способны на то, что ни один человеческий глаз никогда бы не смог. К примеру, отслеживать цель и распознавать военных и гражданских. Военная смекалка способна модернизировать и гражданские дроны, которые превращаются в смертоносное оружие в умелых руках. Но и кустарно сделанные аналоги порой показывают эффективность не хуже дорогостоящих «собратьев».



Подготовку нужно корректировать с учетом современных военных реалий. Бойцы должны учитывать работу вражеских операторов дронов. Не всегда у подразделений есть «дронобойки», в ход идут автоматы и ружья. Но первостепенно — «обстрелять» бойцов, которые еще не успели побывать на линии боевого соприкосновения. Для этого во время отработки упражнений рядом со штурмовиками рвутся реальные боеприпасы, чтобы, попав на фронт, никто из них не дал слабину, впервые столкнувшись с обстрелом.



Пока разговариваем с «Хасаном», бойцы разобрали патроны и заряжают «магазины». Инструктор периодически отвлекается от беседы, раздавая указания подопечным. Солдаты выстраиваются в «двойки» и готовятся к штурму окопа. «Хасан» дает команду к началу отработки упражнения. Бойцы приступили. Начинают трещать автоматы.



— Выход, — кричит кто-то из штурмовиков.

Бойцы укрываются в «лисьих» норах. Гремит взрыв. Переждали и продолжают движение. Через минуту зашипела рация: «Отработала наша арта. Засада уничтожена. Можете смело отходить, там все чисто». Упражнение завершено успешно.



Несколько минут на перекур. Стоим, общаемся. Задаю дежурный вопрос: «А вы откуда?». Бойцы на время запинаются. Не знают, какой именно ответ дать. Дело в том, что некоторые штурмовики – из отбывших наказание заключенных. В такие моменты понимаешь, как военная форма уравнивает. Внешне по человеку в камуфляже сложно сказать, кто он по мирной жизни: анимешник, айтишник или строитель, и так далее. На войне могут пригодиться навыки с гражданки, но зачастую приходится овладевать новыми знаниями, чтобы выжить в боевой обстановке.



Перекур окончен. Бойцы выстраиваются. «Хасан» командует приступать к новым тренировкам. Ежедневно бойцы отрабатывают штурмы окопов и зданий, эвакуацию раненого на открытой местности, сидят в траншеях во время взрыва тяжелого снаряда в нескольких десятках метров от них и так далее. В ближайшем будущем все новообретенные навыки помогут штурмовикам не погибнуть в первые часы нахождения на фронте. А пока этого не случилось, лучше проливать пот на полигоне, чем пролить кровь в бою.