Тегеран толкают к войне
Николай Севостьянов

Тегеран толкают к войне

Кто стоит за терактом в годовщину гибели Касема Сулеймани

3 января 2020 г. американцы убили одного из главных символов Ирана — Касема Сулеймани. 3 января 2024 г. террористы подорвали траурную процессию, посвященную его памяти. Жертв — уже больше 100.

Во всех культурах, даже криминальных, убийства на кладбищах считаются недопустимыми и осуждаются. Но в данном случае это еще и демонстративный вызов Тегерану: "Мы будем убивать ваших лидеров и всех, кто за ними пойдет. Даже за мёртвыми".

При этом взрывы прогремели менее чем через сутки после удара по южному пригороду Бейрута, где ЦАХАЛ убил одного из лидеров ХАМАС. Для Израиля и Соединенных Штатов ХАМАС (как и йеменские хуситы) — это тоже Иран, и война в Газе воспринимается как опосредованное столкновение с Тегераном по аналогии с тем, как на Украине Россия прежде всего воюет не с Киевом, а с НАТО.

На повестке дня — готовность Тель-Авива к полноценному вторжению в Ливан и американо-британские планы ударить по Йемену. Однако на Западе понимают, что даже ликвидация Хезболлы (что едва ли возможности) и уничтожение хуситов (что невозможно в принципе) не решают их основную проблему. Эта проблема — не иранский режим, а само иранское государство, которое превратилось в главного регионального игрока на Ближнем Востоке.

Тот проект, который строит Тегеран — уже давно не только шиитский. Шиитские группировки остаются важным инструментом иранской политики, однако среди сторонников Исламской Республики достаточно и суннитов. Причем их число растёт. От Марокко до Пакистана мусульмане спрашивают себя: "Как так получилось, что богатые суннитские государства ложатся под сионистов и американцев, а рафидиты [оскорбительное прозвище шиитов] с ними воюют?".

Главная опасность для Запада состоит в том, что Иран сумел создать свой собственный мир, неуязвимый для американского давления и международных санкций. Этот мир расширяется, вовлекая в свою орбиту всё новые силы, и время работает именно на Иран. ВПК Исламской Республики — яркий тому пример.

Именно поэтому Запад изо всех сил пытается подтолкнуть Тегеран к "ответке", которая приведёт к полноценной войне, полагая, что сегодня Иран её не вытянет и обрушится под собственным весом. 

Неважно, какая именно группировка возьмёт на себя ответственность. Вероятно, это будет местный "филиал" запрещенного в России ИГИЛ. Важно, что в самом Иране этот теракт воспринимается как второе убийство Сулеймани, организованное теми же самыми силами.

Иранское государство может выглядеть сколь-угодно жестоким, но оно не имеет права казаться слабым. Это слишком опасно и для внутренней стабильности, и для жизнеспособности самого проекта. А значит, Тегерану в любом случае придётся отвечать. Но это именно то, к чему его подталкивает Запад.