«Штык» — молодец!
Станислав Смагин

«Штык» — молодец!

СВО для него — Отечественная война в нескольких измерениях

Как, наверное, можно догадаться, заголовок — это не просто укороченная цитата великого полководца Александра Суворова. Речь пойдет о боевом русском офицере, позывной, то есть фактически второе имя которого как раз «Штык».

Лейтенант Алексей Хоменко родился в Донецке в конце 80-х гг. прошлого века, когда Донбасс оказался отрезан от исторической Родины уже не только административными, но и государственными границами. Несмотря на это, жители региона всегда ощущали свою неразрывную повседневную связь с Россией. Свидетельство этому — хотя бы опросы, а фактически референдумы, прошедшие весной 1994 г. за 20 лет до референдумов о независимости ДНР и ЛНР. На них жители тогдашних Донецкой и Луганской областей практически единогласно поддержали союз с Россией и русский язык как второй государственный.

Алексей с теплой ностальгией вспоминает годы своего взросления и ранней молодости, и личное здесь тесно переплетается с социально-экономическим и общественно-культурным. Донбасс был одним из главных локомотивов развития Украины в тех сферах, где она действительно развивалась, а не откатывалась назад по сравнению с СССР, лидером страны, кузницей лучших индустриальных и технических кадров. Красивейший Донецк, где появился один из лучших если не во всей Европе, то в её восточной части, аэропорт. "Шахтер", ставший, опять-таки, одним из лидеров если не всего европейского, то восточноевропейского футбола, неоднократно выходивший в плей-офф Лиги чемпионов, выигрывавший Кубок УЕФА.

В «оранжевой» части расколотой по великому множеству видимых и невидимых линий Украины со злобной зависимостью относились к Востоку. От предложений некоторых видных деятелей отрезать Донбасс как "гангрену, мешающую европейскому пути незалежной" до оскорбительных кричалок футбольных фанатов — свидетельств можно вспомнить много.


Когда началась борьба Донбасса за свою свободу, самоопределение и возвращение в родную гавань, «Штык», как патриот, не мог оставаться в стороне. Он вступил в ряды "Оплота", военной структуры, подчинявшейся напрямую " Бате" — легендарному Александру Захарченко. О нём «Штык» тоже вспоминает с большой теплотой как о лидере и человеке. Например, о том, как Александр Владимирович как-то сказал: "Вот поставим сейчас в закрома бочку хорошей горилки, а когда победим — выкатим на плац и прямо там все торжественно выпьем за свершившееся". Увы, дожить до победы Бате, как и тысячам других замечательных донбассовцев, не довелось...

В период безвременья, связанного с Минскими соглашениями, Алексей некоторое время жил в Ростове, работал в строительной сфере, управленцем в сфере обслуживания. К началу СВО он уже вернулся и (опять-таки, необсуждаемо, иначе быть не могло) с февраля 2023 г. вновь встал на защиту родной донбасской земли и всей России. «Штык» оказался в рядах 1031-го батальона мобрезерва Народной милиции ДНР. Это подразделение, составленное из простых местных ребят, далеко не всё из которых даже имели раньше опыт воинской службы, быстро обрело громкую и грозную славу. Говорят, в Мариуполе, который освобождали ребята, ВСУшникам сулили особую премию за плененных или доказанно убитых представителей двух батальонов — 1029-го и, как раз, 1031-го.

«Штык» и его команда с самых первых дней спецоперации зарекомендовали себя настоящими войнами и ориентирами для других — и непосредственно в плане ратного труда, и, например, в помощи работе по эвакуации раненых ребят и транспортировке погибших. Поэтому служебный путь нашего героя вполне логичен.


Начав спецоперацию в противотанковом взводе, «Штык» в итоге стал командиром 3 стрелковой роты. Это заслуженный плод его трудов, и, думается, далеко не последнее звание. Лейтенант Хоменко — человек понимающий и одновременно требовательный к своим подчиненным, при этом не стесняется задавать вопросы и отстаивать занимаемую позицию в разговоре с вышестоящим командованием. Но, в первую очередь, он требователен к самому себе и задает себе вопросы относительно улучшения боевой организации, фортификации, снабжения и быта бойцов, стремится к самосовершенствованию как настоящий русский офицер.

У Алексея немало достижений, отмеченных наградами и знаками отличия. Он прошёл Мариуполь, Запорожье и Марьинку, где до сих пор несёт боевую вахту со своими ребятами. Медали «За отвагу» и за освобождение Мариуполя украшают его грудь. В Марьинке он получил в феврале этого года ранение в голову. «Штык» не раз оказывался героем публикаций военкоров, в объективе камер ведущих телеканалов страны, ежедневно освещающих СВО. Но сам он о своих заслугах рассказывать не любит, предпочитая обратить внимание на подвиги товарищей живых и павших.


К павшим у «Штыка» особое внимание, он всегда говорит, что их гибель — его постоянная боль и главная эмоция от СВО.

Спецоперация для Алексея — это настоящая Отечественная война сразу в нескольких измерениях, от большого к малому и наоборот: за Россию, Донбасс, Донецк, наконец, за его родной Петровский район, самый близкий к линии фронта и самый истязаемый вражескими обстрелами. К счастью, в жизни Алексея есть место не только тревогам и суровой фронтовой реальности. В следующем году ему исполнится 35, в его семье ожидается появление долгожданного первенца. И, конечно, он, как и всё мы, верит, что этот год станет если не последним, то самым решающим на многотрудном пути к нашей Победе. И делает для неё всё возможное.


Пока нельзя определенно сказать, продолжит «Штык» после спецоперации службу в рядах ВС России или вернется к мирному труду. Сильных и коварных врагов у нас всё равно останется предостаточно, и высококачественные, обладающие уникальным опытом воины всех уровней будут нашим бесценным преимуществом. Но и на стезе мирного труда люди с золотыми головами и руками, а тем более с опытом СВО и приобретенными там знаниями и моральным авторитетом, будут очень нужны. Хорошо бы увидеть их в органах исполнительной и законодательной власти — Алексей по личным и профессиональным качествам к этому вполне готов. В любом случае, это будет жизнь и работа на благо родной земли.