Юрий Котенок: Как брали Авдеевку
Николай Севостьянов

Юрий Котенок: Как брали Авдеевку

Русский козырь против тик-ток-бригады ВСУ

Позиции противника в Авдеевке моему собеседнику пришлось видеть со стороны Спартака видеть в 2015-м и 2016-м гг. Десять лет ВСУ превращали этот город-спутник Донецка в мощный укрепрайон. В строительстве подземных укреплений работал Киевский метрострой. Эти позиции противник считал неприступными. Именно поэтому с такими презрением и ненавистью украинская сторона комментировала действия ополчения Донбасса и российской армии на авдеевском направлении.

17 февраля 2024 г. стал днем освобождения русского города Авдеевки. Об особенностях боевых действий по взлому обороны противника в авдеевском укрепрайоне — военный обозреватель Юрий Котенок.

Светлый день русского Донбасса

— Киевские пропагандисты трубят, что утрата Авдеевки ничего не значит, мол, ВСУ отошли на выгодные рубежи обороны, только и всего.

— Плевать на то, о чем они скулят в злобе русофобии. Противник потерпел серьезное поражение в Авдеевке и отброшен от столицы Донбасса, благодаря мужеству и героизму наших бойцов, грамотным решениям командования и отличной работе авиаторов и артиллеристов. С донецкого горла мы сняли бандеровскую удавку, которая затягивалась без малого 10 лет. Представьте, сколько это по времени, и сколько жизней наших людей — бойцов и мирных жителей отдано за возвращение домой! На самом деле, сегодня особенный день. Я поздравляю дончан, всех людей Русского мира с освобождением Авдеевки!

Но впереди очень много боевой работы, поэтому никакого расслабона и недооценки врага.

Контрнаступ наоборот

— Еще неделю назад говорили о «контрнаступе» главкома ВСУ Сырского. А получилось наоборот — украинские войска отошли западнее Авдеевки.

— Стоп. Они заявили об отводе войск, когда оборона в Авдеевке уже рухнула. Наши штурмовые группы взломали их линию и рассекли город.

Если мы говорим о главкоме ВСУ Сырском, у меня не сложилось впечатление, что он успел провести стабилизационные мероприятия фронта, которые по учебнику проводятся при тактическом отступлении. Это когда подготавливаются 2-3 линии, куда организованно отходят войска, не давая возможности противнику на плечах развивать наступление, идти следом, владея оперативной инициативой.

Повторяю, в определенный момент оборона Авдеевки треснула и рассыпалась. В пользу этой версии говорит то, что в городе остались раненые, десятки пленных ВСУ, которых мы уже видим. Раненых показывают и украинские паблики, которые говорят, что их бросили, оставлена боевая техника. Это говорит о том, что не были проведены стабилизационные мероприятия и не осуществлен организованный отход. Возможно, попытки были, и эта задача была возложена на ту же 3-ю бригаду ССО. Задача с треском провалена.

Нож от горла Донецка отбит, но прилеты будут

— Кто командовал взломом обороны противника в авдеевском укрепе?

— Генерал-полковник Андрей Мордвичев. Это действительно успех конкретно командующего направлением, 1-й Славянской бригады, Донецких корпусов. Взятие Авдеевки — успех.

Наконец Донецкая фильтровальная станция — в руках России, что позволит частично решать вопрос воды для Донецка.

Мы отодвинули, так или иначе, артиллерию противника от столицы ДНР. Безусловно, по Донецку много били не только из Авдеевки. К сожалению, «Хаймарсы» (уймите пыл те, кто уже кричит о прекращении обстрелов Донецка) ещё будут прилетать. Но мы срезали этот выступ, нож у горла Донецка, который висел постоянно, с которого при негативном развитии событий противник мог быстро достигнуть центра столицы Донбасса. Такие угрозы неоднократно высказывали представители ВСУ. Даже летом 2022 г., когда только пал Мариуполь, они рассматривали возможность нанесения удара по Донецку, говоря, что «у русских там войск нет, там только донецкие мобики».

В любом случае, освобождение Авдеевки — серьезный тактический успех. Знаковый в том плане, что умеем.

Авдеевку взял рядовой пехотный Ваня

— Такой же, как взятие Бахмута (Артемовска)?

— Авдеевку брали не так, как Бахмут, более грамотно. Мы увидели, как должны работать авиация, артиллерия и пехота. Авдеевку брали в первую очередь именно пехотные части, не какая-то элита, а пехотные части кровью, потом, мучением, цепляясь зубами за каждый метр земли.. Авдеевку взял рядовой пехотный Ваня, и дай Бог ему здоровья!

В районе ДКАД — огромная братская могила под открытым небом, сотни наших убитых с 2015 г. лежат непогребенными. Уже кости только остались. Авдеевка далась нам очень тяжело. Надо помнить об этом всегда.

— Каким образом удалось противника продавить в тактическом плане?

— Авдеевку обжали (взяли в клещи) путём проведения, в т.ч. разведки боем, выявив слабые места обороны, и начали резать по кускам, как пирог.

Когда противник понял, что находится в жестком охвате, что ему не удаётся выскочить, а приходится действовать только в той картинке боя, которую мы ему навязываем, он начал сыпаться.

Как нашли к Авдеевке ключи

— Но всё далось с такими потерями…

— Безусловно, с потерями, но это Авдеевка — серьёзный укрепрайон, построенный за много лет. Возможно, самый серьезный на территории, оккупированной укронацистами.

Кстати, первое окружение Авдеевки, напомню, не удалось. Взяли Бердычи, но противник нас выбил оттуда и пришлось начинать все заново.

Но благодаря тому, что правильно выстроили тактическое наступление, пошли от окружения, всё сделали.

— Что стало ключевым в штурме Авдеевки?

— Закрепились на отвалах, поняв, что не надо штурмовать в лоб Коксохим, обошли его левее, ударили между карьером и Коксохимом. После этого, безусловно, сыграл роль подземный рейд на «Царскую охоту», в т.ч. деморализующую.

Посмотрите, насколько быстро, когда посыпались эти позиции, были взяты многоэтажки. Все боялись, что мы в них упремся, а мы их фактически взяли с ходу! Больше бодались у «Царской охоты» и фильтровальной станции, чем на многоэтажках.

Боевой путь: «украл, выпил, в тюрьму»

— Почему 3-я отдельная бригада ССО (бывший «Азов», запрещен в РФ), одно из лучших соединений ВСУ, ситуацию не спасла?   

— Распиаренная 3-я «окрема». Лучшая в чем? Где? Каков боевой путь 3-й бригады «Азов»? Напомню — окружение в Мариуполе, получение леща под Бахмутом и в Авдеевке. Как у вора — украл, выпил, в тюрьму.

Громкий пиар с факелами, ходят суровые люди бородатые в татухах с каменными лицами. После этого окружение и крики, как им тяжело воюется, и потом плен. Война на самом деле и картинка — две разные вселенные, отсюда и проблема в этом соединении ВСУ.

О новой линии ВСУ

— Где противник пытается удержать линию фронта теперь?

— На мой взгляд, стабилизационная линия у них пройдёт на рубеже Бердычи—Орловка.

— Была информация, что в Ласточкино попытаются закрепиться…

— После того, как они сдали Коксохим, удерживать Ласточкино не будут, потому что Коксохим над Ласточкино нависает по высотам.

Логичнее им пытаться выстраиваться на линии Бердычи—Орловка, поскольку там есть искусственные препятствия в виде речек и ручьев, которые к весне станут гораздо более непреодолимым. Можно посмотреть на обычной карте, видно, что линия обороны там напрашивается.

Фактор «Тирамису» или ФАБ-1500 с УМПК

— И все же, почему подземные коммуникации Авдеевки не стали фактором длительной обороны противника?

— Наш фактор оказался сильнее. Фактор авиации и артиллерии. Нигде за весь конфликт (за всё время СВО!) в таком хорошем взаимодействии не работали наши пехота, авиация и артиллерия.

Мы укладывали авиацией на их укрепы достаточно мощные авиабомбы, которые не позволяли дергаться, где бы ты ни сидел…

— Приведу слова Кудряшова, представителя «Азова» (запрещен в РФ), что в Авдеевке невозможно закрепляться, потому что позиций …не существует. Это говорит о том, что мы сносили всё грамотно?

— Это говорит о том, что их 3-я штурмовая бригада — это тик-ток-войска. Такие же есть и у нас. 3-я «окрема» не наступала. Это опыт поражений. Сфотографировался—зиганул—начал плакать, как тяжело. СВО проходит под звуки нытья «украинских патриотов»: бьемся как герои, но требуем экстракшен.

А потом приезжает Абрамович и вывозит с «Тирамису» в Лондон. Но «Тирамису» достаётся только командиром, а остальные в количестве не меньше 2 тыс. человек жрут баланду до сих пор.

«Вторая Азовсталь» в Авдеевке — самоубийство

— Поэтому «второй Азовстали» не получилось?

— Посидели в подвале и драпанули. Удерживать Коксохим было невозможно. После того, как взяты отвалы и 9-этажки, сидеть там было самоубийством.

— Сыграл инстинкт самосохранения?

— Да. Кстати, сам выход из Коксохима как раз и говорит о том, что вот конкретно тут их выводили достаточно организованно. Так что убегать организованно они могут.

Недооценка гибельна

— После Авдеевки как оценивать потенциал Сырского?

— Это сложно. Уже пошел вал язвительных усмешек. Это неправильно. Сырский — серьёзный военачальник. Надо смотреть, как у нас дальше будет развиваться успех, готовить наши действия. В любом случае, недооценка гибельна — противника нужно уважать.

Если мы возьмём вдруг и Бердычи вместе с Орловкой сходу, то можно говорить, что Сырский — скажем так, неудачник. Но если упремся — в Ласточкино, Спорном, за Водяным (Первомайское) — не здорово.

— Что по флангам Авдеевки?

— Авдеевка была выступом. Мы его срезали. У нас нет тут флангов.

Контрнаступ «Искандером» лечится

— Это на юге к Победе и далее на Угледар. А север — там всё-таки выступ есть.

— Будем смотреть, какой у нас замысел на наступление дальше. Посмотрим 3-4 дня. Я надеюсь, что развитие будет. Но если не пойдёт, смотрим на замысел.

В любом случае, нам будет легче. Благодаря срезанию выступа, высвободим части, участвующие в наступлении. Где-то уплотним оборону, перебросим ударные части на другие фланги. Есть варианты для маневра.

— Речь об угрозе наших флангов с северо-западного направления от Авдеевки, где противник собирал резервы, уже не идет?

— Этот контрнаступ уничтожен ударом «Искандеров». Потери в личном составе серьезные, а 3-я штурмовая не вывезла.

Надеюсь, что такие новости будем встречать чаще. Противника ждет много сюрпризов, кампания этого года началась хорошо.

— Спасибо за беседу.