Юрий Котенок: Битва за выживание. Два года СВО
Николай Севостьянов

Юрий Котенок: Битва за выживание. Два года СВО

С чем пришли и куда идем на украинском ТВД

Военный обозреватель Юрий Котенок о некоторых итогах двух лет проведения Специальной военной операции ВС РФ на Украине и ситуации на украинском театре военных действий (ТВД).

Учеба воевать. «Курская битва» — впереди

— К чему мы пришли за два года СВО?

— За два года понятно одно — когда начинали, к СВО мы были не готовы, но сейчас постепенно начинаем выравнивать ситуацию. Иными словами, у нас была одна армия, становится другая.

Но пока «Курской битвы» в этом конфликте не произошло. Перелома в войне пока тоже не наблюдается. Но есть все предпосылки, что этот перелом состоится, и он будет в нашу пользу.

При этом, безусловно, противнику дадут оружие, денег, всё это будет. Но перелом в войне, если ничего не изменится, всё-таки будет.

Что стоит за визгами о Крыме

— Что может предпринять и к чему готовится противник?

— Они будут пытаться менять картинку войны. Будут ставить на весенне-летнюю кампанию-2024, на раскачивание ситуации внутри России, на террористическую и диверсионную войну.

— Снова в Киеве озвучены угрозы в отношении Крыма…

— Все эти взвизги Зеленского, что они что-то там будут делать с Крымом… Теоретически они, конечно, могут попытаться захватить какую-нибудь условную Ялту, чтобы погибнуть там всем десантом, но превратить Ялту в руины, а на Западе раздуть информационную перемогу о том, что «Украина уже освобождает Крым». Могут. «Ума» хватит.

В целом, думаю, противник попытается устроить нам много сюрпризов. Но к этим сюрпризам надо готовиться, надо готовиться защищать небо.

Готовность к «Грипенам» и F-16

— Получение Киевом F-16, о чем уже объявлено заранее, может стать таким сюрпризом?

— Нужно готовится встречать F-16 и не только. Киеву дадут «Грипены» (многоцелевые истребители JAS 39 Gripen Швеции), которые гораздо страшнее, чем F-16.

Посмотрим, что к чему. Летом всё это будет у противника.

— Задача укронацистов — с помощью авиации стран НАТО захватить господство в воздухе. Насколько велика угроза?

— Они будут пытаться это сделать стопроцентно. Сейчас их авиация на исходе, но они доставляют нам достаточное количество проблем. А появится авиация, неприятностей будет больше.

Этот фактор нужно увязывать с их попытками ударов внутри страны.

— Противник попытается атаковать регионы России?

— Они угрожают. На то, чтобы бить вглубь Государства Российского, будут нацелены силы и средства.

Если до этого существовала угроза прямого вторжения на территорию РФ, то сейчас будут использовать диверсионно-террористические акты, диверсии, попытки захвата малых городов, удары по инфраструктуре дальнобойными ракетами.

Соблазн бить по столице

— Москва по-прежнему под угрозой?

— Нужно быть готовыми к попыткам ударов в том числе и по Москве, потому что вооружение, которое им будут передавать, способно достигать столицы, и даже с перелетом.

Если кто не заметил, то мы уже сейчас ловим ракеты у Нижнего Новгорода, Волгограда и т.д., на расстоянии дальше, чем до Москвы. 

— Тем не менее, мы наступаем на фронте…

— Многие, в том числе наши враги, отмечают, что русская армия потихоньку учится воевать. Авдеевка, которую взял генерал Мордвичев, тому свидетельство. Перед этим он брал Мариуполь.

Никто не замечает, как медленно, но верно, сберегая людей, но, тем не менее, достигая успеха, идет наша группировка «Запад», которая спокойно, методично уничтожает противника. Без громких заявлений, что «взяли Крынки», без убивания толпами боеспособных подразделений. Командующий направлением неумолимо выполняет поставленную задачу, подползая к Осколу.

От Оскола — дорога на Полтаву

— Что даст выход на новые рубежи на этом направлении?

— При удачном раскладе у нас открываются направления на Харьков, Славянск, Полтаву.

Так что Западное направление потихоньку движется грамотно и не торопясь, на четырех участках, периодически ротируя удары, маневрируя силами и средствами. Русская армия снова научилась наступать.

На фоне «мясных штурмов» в Крынках, тяжелой ситуации в Работино нужно делать выводы и поправлять командующих направлениями в том, что наступать, прежде всего, нужно не людьми, а головой. Учимся потихоньку.

Иначе картина в докладах радужная, а на деле — множество вопросов. Взятые Крынки уже пятый день зачищают, уже Авдеевку зачистили и Ласточкино взяли, а тут всё зачищают. Кому морочим голову?

Псы войны — вне закона войны

— На Украине растет число наемников из разных стран. Это может стать проблемой № 1?

— На мой взгляд, это не станет проблемой № 1 по той причине, что люди, которых будут вводить в зону боевых действий против России, — нерусские. А раз так, то устойчивость этих подразделений не будет такой, как у русских подразделений по обе стороны фронта.

Ведь когда мы воюем с украинцами, мы воюем с собой, с зеркалом. Они такие же упорные, такие же воины, такие же устойчивые в бою русские люди. Да, обманутые, где-то насильно, где-то уверенные в себе выруси. Но это изначально русский характер. А иностранцы? Пусть приедут.

— Есть средства снизить этот приток наемников?

— Есть одно средство, как отбить желание «сафари на русских». В определенный момент я бы объявил, что, в отличие от украинцев, иностранных наемников мы в плен не берем. Потому что изначально иностранцы — это наемники, некомбатанты, на которых не распространяются законы войны. А раз так, то поступать с ними нужно так, как считаешь нужным. Если в этой мясорубке сразу сгинут 100-200 иностранцев, а кто-то будет расстрелян по законам военного времени, ситуация, уверяю вас, изменится.

— Понятно, какую реакцию это вызовет на Западе.

— Хуже уже не будет. Нас и без этого демонизировали до такой степени, что не считают людьми. Против России и русских уже ввели 16 тысяч санкций! В мире никогда такого не было. Что, введут еще 5 тыс. санкций?

Пусть вводят. Иностранцев ждет уничтожение на Украине. Нужно отдавать в этом отчет всем тем, кто прибывает туда на войну с русскими. 

Методы точечной ликвидации

— Как вы относитесь к идее нанесения ударов по центрам принятия решений в Киеве? По зданиям Минобороны, спецслужб?

— Что это даст? На мой взгляд, в данный момент, демонстративное уничтожение административных зданий в Киеве — это глупость с учетом того, что сейчас они серьезно прикрыли Киев системами ПВО.

Применение БПЛА и ракет по Киеву приведет к тому, что ПВО будет работать, что-то прилетит, что-то не долетит. Зачем разваливать пустые здания с учетом того, что в этих зданиях они уже не сидят?

— На чем тогда стоит сосредоточиться в плане работы с военно-политической верхушкой противника?

— На точечной ликвидации. Надо вылавливать их депутатов, которые катаются по Европе и не только, в том числе министров. На них не должны распространяться никакие договоренности.

Надо получить информацию, отследить, как товарищ Зеленский передвигается по Украине, и наказать. Приедет он в Славянск, Краматорск, куда-либо ближе к линии соприкосновения — и нанести массированный ракетно-бомбовый удар.

Сосулька для Джонсона

— На двухлетие начала СВО в Киев прикатили западные деятели. Большинство прибыло по железной дороге. Почему она функционирует?

— Вопрос в точку. Почему всякие джонсоны и урсулы приезжают в Киев? Почему ракета случайно не прилетит в вагон с Борисом Джонсоном? Его сюда никто не звал. Он же осознавал, что едет на войну, а Украина находится в состоянии войны. Может прилететь всё что угодно, от ракеты до сосульки, и попасть в Джонсона.

Мы же не стреляем по Лондону, а ведем огонь по объектам на Украине, и то, что там шлялся какой-то Джонсон, это его проблемы. Чем же он отличается от какого-нибудь ВСУшника или наемника? На мой взгляд, ничем. 

Переговоры по Днепру или война до победы

— Учитывая задачи СВО, всё затягивается на годы?

— Думаю, что точно мы будем воевать этот год, и от того, как мы будем это делать, зависит дальнейшее развитие событий.  

Если в этот год себя проявим хорошо, будет эффективное наступление, которое приведет к желаемому результату, то с выходом на Днепр и освобождением, скажем так, Одессы, мы решим задачи первого этапа операции. И только с этого момента можно садиться и чем-то разговаривать.

Если этого не произойдет, то воевать нужно до победы. Причем до победы не такой, что «Мы готовы разговаривать! Давайте разговаривать!», а чтобы нас об этом разговоре умоляли по всем каналам. Чтобы они просили нас: «Да, да, мы всё поняли, давайте договариваться!». Не так, как сейчас подают на Западе, что «президент России умоляет о переговорах».

Никто о переговорах не умоляет, и не надо их умолять о переговорах. Врага надо уничтожать для того, чтобы он просил о переговорах, а не говорил, что даст хохлам ракет, пароходов и т.д. Включается самое главное правило войны — уничтожать противника всеми возможными способами.

За что ответит Запад

— К коллективному Западу это относится?

— А как вы думаете? Против нас прямо и косвенно воюют 52 государства, которые перешли черту. Кто бы как ни относился к Президенту, он — Президент моей страны, и никому не позволительно называть его «ублюдком». Они ответят и за это.

Противник должен быть уничтожен эффективно и демонстративно. И не надо бояться, что за этим последует, не нужно извиняться со страшной оглядкой за то, что еще не сделали! Нам не за что извиняться.

Идет война. И если два года назад у кого-то были растерянность и непонимание, а надо ли было проводить операцию в таком виде, то сейчас всё встало на свои места: против нас — коалиция государств, санкции введены с конкретной целью — уничтожить страну и народ, чтобы мы прекратили существовать или воевали вечно.

Воевать вечно никто не хочет. Для того, чтобы это закончить, надо работать — уничтожать их «элиту», продолжать наступать на фронте и не врать Верховному Главнокомандующему о том, что ты освободил очередную «избушку лесника» под какую-нибудь дату.

— Спасибо за беседу.