«05» на БВМ. Аллергия на бандеру
Левон Арзанов

«05» на БВМ. Аллергия на бандеру

Комбат воспитан бить нацистов

Комбат глазами проводил «санитарку», на которой увозили наводчика из экипажа «Магадана». Боец получил осколочные ранения, когда высунулся из башни и отстреливал из автомата неразорвавшиеся кассетные боеприпасы. Если бы танк наехал на кассету, могла бы слететь гусеница. Пришлось чистить дорогу таким нехитрым способом. А враг увидел, что танк движется медленно, и ударил дроном-камикадзе. Теперь экипаж был лишён наводчика.

Командир танкового батальона капитан Али Алибеков прибыл на эту позицию не случайно: украинские войска предприняли попытку захватить Макаровку. Основные силы батальона были переброшены в район Старомайоровки, а именно на этом участке на ходу оставался только один танк экипажа «Магадана».

В руках у комбата зашипела рация, вышестоящий командир вызывал «ноль пятого». Это был позывной Али. По тону начальника он понял, что обстановка очень серьезная и требует немедленного решения. «Бери все в свои руки делай, что хочешь, но Макаровку врагу не отдавать!», - подытожил командир.

Комбат запрыгнул на место наводчика и приказал срочно мчаться к селу. Т-80 БВМ — танк резвый, и спустя 15 минут они были на месте.


«Выскочили на бугорок, — вспоминает Али. — И тут командир машины «Магадан» кричит мне: «Комбат! В лесопосадке слева — танк противника!». Я башню развернул, поймал в прицеле Т-64 в «укроповском» камуфляже. Он меня первым «срисовал» и по мне шарахнул. Я тут же по нему лупанул, почти не целясь».

Эти мгновения отчетливо врезались в память, вплоть до мелочей:

«Адреналин шибанул, время остановилось. Смотрю в прицел — медленно так земля и ветки осыпаются. Вижу, прямо на моих глазах триплекс боковой белым стал, осколком видать попало в него. Поймал в прицел башню «шестьдесят четверки». Успел еще подумать, как же долго механизм перезаряжает. Но зря я на технику грешил, моя «восьмидесятка» шустрей оказалась.

Второй выстрел я сделал быстрее, чем хохол, точно под орудие ему залепил. У него люк командирский открылся и дым с огнем пошел, но никто не вылез.

Отдышаться не успел. «Магадан» кричит: «Второй танк!». На этот раз — Т-72. Я ему с первого снаряда — выше катков! Тоже задымил. Меняем позицию, вижу вражеский «КАМАЗ» от села уходит, перевел на фугас — и по кузову! Оттуда каски и берцы в разные стороны полетели. Короче, отбили мы атаку одним танком, задачу выполнили, вернулись без потерь».

Капитан Али Алибеков со своим батальоном в СВО с самого начала, прошли с боями по самым сложным направлениям. В лучшую сторону комбат отмечает за это время экипажи «Казака», «Тигра», «Магадана» и «Алмаза». Геройские парни — все они отмечены государственными и ведомственными наградами. Да и весь личный состав батальона заслуживает похвалы: «Мы всегда там, где тяжело всегда там, где нужен прорыв».

«Наши танки Т-80 БВМ совсем новые, поступили в батальон в 2021 году, отличная машина: лучшая в своем классе», — отмечает Али.


Особенно тяжко по воспоминаниям комбата было летом 2023 г. на Времьевском выступе. Тогда батальон понес самые значительные потери. Али говорит, что особенно в душу запал ему молодой лейтенант — вчерашний выпускник танкового училища — его земляк из Дагестана Магомед Гасанов с гордым позывным «Орел».

«Он был очень смелый парень, просто рвался в бой. Я его осаживал: «Не торопись — все успеешь». В первом бою его танк подбили. Он остался в машине и до последнего патрона прикрывал из ПКТ отход экипажа. Сгорел в танке. Самое страшное на войне для командира — терять своих подчинённых», — говорит Али.

Сам капитан Алибеков не раз и не два был на волосок от смерти. Один раз в его танк попал американский «Джевелин»: спасла верхняя решётка. В другой раз прямо в башню танка ударил дрон-камикадзе, но не пробил броню. Летом в Запорожье на позиции батальона прилетела вражеская «Баба Яга» и давай гранатами сыпать. Али и понять ничего не успел, уже в укрытии подчиненные говорят: «Командир тебя задело — кровь из шеи идет».

«Вышестоящие говорят, давай в санбат. Да как я в самый разгар солдат своих брошу? Остался, конечно, все и так на ходу зажило», — Али, усмехаясь, коротко рубит рукой воздух.


С теплотой комбат вспоминает свой родной Дагестан, родовое село Нижнее Махарги, родителей, многочисленных родственников и друзей.

«Мой дед и все мужчины нашего рода воевали во время Великой Отечественной войны. Я с детства так воспитан, что нацистов надо бить. Уверен, что мы ведем праведную войну и, конечно, одолеем врага. Пусть им будут помогать США и Европа — всех одолеем. Россия — великая страна, и мы — танкисты не подкачаем! Заглушим наши «восьмидесятки» в Киеве, а может, и на польской границе. Как Верховный прикажет», — уверен капитан Алибеков.

От себя остается добавить, что только на личном счету комбата с позывным «05» — три танка противника, два БМП «Брэдли» и три пикапа с пулемётами и ПТУРом. Простой автотранспорт и пехоту противника комбат не считал, просто сказал: «Много». За проявленные мужество и героизм в зоне СВО капитан Али Алибеков был награжден орденом Мужества и медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени c мечами.