Газа надломила Израиль
Николай Севостьянов

Газа надломила Израиль

Военная кампания идет не так, как планировалось

Сегодня Берлин в лице канцлера Шольца в очередной раз призвал к созданию палестинского государства, на этот раз подчеркнув, что у этого государства не должно быть своих вооруженных сил. 

Подобные заявления не устраивают ни одну из сторон. Палестинцы возмущены заранее декларированным ограничением суверенитета, а евреи указывают на то, что террористам (в израильской терминологии) кадровая армия и не нужна.

В самом Израиле всё отчетливее проявляется недовольство непоследовательной политикой Нетаньяху в отношении продолжающейся военной операции. Многочисленные анонсы неизбежного броска на Рафах без дальнейшей реализации — всего лишь один из примеров.

Усталость от нынешней кампании, которая уже заняла гораздо большее время, чем планировалось изначально — всё более ощутимая, как и недовольство недостаточной американской поддержкой и фоновой критикой со стороны европейских государств. 

Последние всё более неуклюже пытаются лавировать между обязательствами перед израильскими лоббистами и нежеланием излишне раздражать мусульманские, прежде всего, арабские диаспоры.

Отдельный разговор — израильская экономика, не рассчитанная на долгую войну. Проявляется всё больше признаков надвигающейся катастрофы — от общей 20%-й просадки, роста цен и резкого увеличения государственного долга до масштабных сокращений, банкротств и бегства капитала.

При этом старая аксиома, в рамках которой и начиналась израильская операция в Газе, актуальна по сей день — лишь война удерживает Нетаньяху на посту, но чем дольше она продолжается, тем больше будет к нему вопросов после её завершения. А в израильских реалиях такие вопросы легко могут быть конвертированы в уголовное преследование.

Самая главная проблема для Тель-Авива — это то, что призывы к мести в данный момент уже не работают. Усталость, злоба за череду провалов и серьёзные опасения за будущее страны — эти эмоции всё сильнее превалируют над ура-патриотической риторикой и разговорами об "окончательном решении палестинского вопроса". 

В каком-то смысле Израиль впервые за всю историю психологически надломился. Пошатнулись два главных столпа, на которых базировалось еврейское государство — ощущение собственной правоты и чувство полной неуязвимости. Последствия будут значительнее, чем кажется.