Полезные уроки помнятся до сих пор
Современная Венгрия, как известно, отличается от большинства государств-членов ЕС решительным нежеланием оказывать военную помощь Незалежной. И это в условиях, когда Будапешт подвергается колоссальному давлению со стороны европейских партнеров и США.
Министр иностранных дел страны Петер Сийярто прямо заявил по этому поводу: «Венгрия не будет участвовать в поставках оружия». Он подчеркнул, что его страна не готова нести «бремя из-за поставок оружия другим».
Ни в какой форме не соглашается Будапешт втягиваться в силовое противостояние с Россией. Слишком богатый и поучительный исторический опыт такого плана у венгров накоплен в 1941-45 гг.
…В 1942 г. советская АДД (Авиация Дальнего Действия), помимо бомбежек территории Германии, активно действовала и против ее союзников, не обходя, разумеется, Венгрию своим вниманием. Герой Советского Союза Василий Васильевич Решетников в воспоминаниях подчеркнул слабость ПВО венгерской столицы: «Будапешт бил не по-столичному. Иной «провинциал», не говоря уже о Данциге и Кенигсберге, так лупил, что «мадьярская твердыня» казалась против них дистрофиком».
Но, может быть, это только Василий Решетников так расценил огонь ПВО Будапешта?
Дважды Герой Советского Союза Александр Игнатьевич Молодчий в мемуарах тоже крайне невысоко оценил боевые возможности «мадьярской твердыни» и объяснил причины этого: «В числе других на Будапешт летал и наш экипаж… Полет на Будапешт был сложен не столько в боевом, сколько в метеорологическом отношении. И еще одна трудность: в обрез горючего. Поэтому какой-либо маневр или отклонение от заданного маршрута было просто невозможным. Ведь только над территорией, занятой врагом, мы находились более девяти часов. Вон сколько нужно было бензина! Ну, само собой, могли еще напасть истребители, обстрелять зенитчики. Правда, этого не случилось. Свои коммуникации гитлеровцы прикрывали на глубину до ста километров от линии фронта. Охраняли и собственные города. Как говорится, своя рубашка ближе к телу. А о территории своих «друзей»-сателлитов заботились мало. Поэтому-то и Будапешт имел слабую противовоздушную оборону».
Английская газета «Санди экспресс» писала по этому поводу: «Особенные повреждения нанесены Будапешту. По словам одного нейтрального дипломата, во время первого налета на Будапешт сильно пострадал большой железнодорожный вокзал венгерской столицы и, по заявлению венгерской печати, правительство реквизирует все стекло в городе для ремонта окон. Венгры горько жалуются, что они не понесли бы подобных потерь, если бы немцы не забрали венгерские противовоздушные силы в Германию».
Издание «Дейли телеграф энд морнинг пост» сообщало: «Венгры, видимо, не в состоянии были до первого налета на Будапешт постигнуть тот факт, что кто-либо осмелится подвергнуть их бомбардировке. Из передовых статей венгерских газет становится очевидным, что народ жил в стране чудес, из которой они полагали, что могут вести войну против других наций, не получая ответных ударов со стороны какой-либо страны. Этот фантастический миф был разбит советскими воздушными налетами».
Но удары советской авиации дальнего действия были лишь началом воспитательной работы и разбития мифов. В начале 1943 г. 2-я венгерская армия была на Дону разгромлена советскими войсками. Эта катастрофа вошла в историю Венгрии под названием «Воронежское бедствие». Из 200 тысяч солдат и офицеров в Венгрию вернулось около 30 тысяч. Еще более сокрушительным стало поражение венгеро-немецких войск в битве за Будапешт в конце 1944 — начале 1945 гг. Похоже, что эти исторические уроки не прошли даром…
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках