США, Китай, Россия
Мария Рузанова

США, Китай, Россия

Краткая история и результат отношений

Избранный в 1968 г. президент Р. Никсон, завязнув в трясине вьетнамской войны, решил поискать выход из сложившегося тупика, сблизившись с КНР. Американцы полагали, что за вьетнамскими коммунистами стоит именно Китай и что ,помирившись с Пекином, они смогут вынудить вьетнамцев согласиться на не позорные для США условия мира.

Однако сближение Вашингтона и Пекина преследовало еще одну, более глобальную и долгосрочную цель. В ответ на растущую советско-китайскую конфронтацию в тот период, Ричард Никсон и его команда (прежде всего, помощник по нацбезопасности Генри Киссинджер) решили использовать Пекин для воздействия на Москву. По плану новой администрации, Соединенные Штаты должны были, играя на противоречиях, добиться по отдельности лучших отношений с двумя коммунистическими странами, чем те имели между собой.

Начиная с 1972 г., главной целью внешней политики США было не дать Китаю и России сблизится. Любую попытку достичь взаимопонимания или, не дай Бог, заключить союз следовало незамедлительно пресекать. Генри Киссинджер (в 1971 г.) и президент Ричард Никсон (в 1972 г.) посетили Китай именно с этой целью.

Никсон провел переговоры с Мао Цзэдуном и Чжоу Эньлаем (первым главой Госсовета КНР). По итогам этих встреч было сделано совместное заявление, известное как «Шанхайское коммюнике». Для китайской стороны ключевым пунктом для нормализации отношений двух стран был вопрос о статусе Тайваня. США обязались придерживаться понятия «один Китай», и сближение состоялось.

Советское руководство, встревоженное сближением Вашингтона и Пекина, пригласило президента США Никсона в Москву. Он приехал с визитом в октябре 1972 г., через несколько месяцев после посещения КНР, и подписал с Леонидом Брежневым документы по ограничению гонки стратегических вооружений. В Вашингтоне по этому поводу шутили: пусть советский и китайский женихи соперничают, добиваясь руки американской невесты.

На словах придерживаясь доктрины «одного Китая», на деле США не отказались от своих видов на Тайвань. В 1982 г. Вашингтон и Пекин выпустили очередное совместное коммюнике, в котором США брали на себя обязательство постепенно уменьшить продажи вооружения Тайбэю, но в действительности поставки оружия не только не уменьшились, но значительно увеличились.

В последние десятилетия США, назначив себя мировым гегемоном, разошлись в своей международной политике так, что естественным образом создали условия для сближения России и Поднебесной, буквально, как выражаются американские политологи, подталкивая две страны «в объятия друг друга».

И тут у США произошло модное нынче «биполярное расстройство». С одной стороны, Вашингтон «наседает» на Китай по вопросу Тайваня, применяет разнообразные санкции, ведет торговую войну, с другой — навязчиво вмешивается в отношения Пекина с Москвой.

Нарастающие усилия США по упрочению своего альянса с Японией и Филиппинами в отношении Южно- и Восточно-Китайского морей, выделение военного пакета для Тайваня и технологические ограничения Китая из-за доступа к передовым полупроводникам, мягко говоря, не вызвали «восторга» у КНР.


Свое «недовольство» Китай выразил тем, как встретил госсекретаря США Энтони Блинкена, который прибыл в Пекин для встречи с председателем КНР Си Цзиньпином и министром иностранных дел Китая Ван И практически сразу после одобрения сенатом США пакета финансовой помощи Украине, Израилю и Тайваню.

Китайцы одним дипломатическим протоколом продемонстрировали отсутствие должного уважения к американской делегации: во-первых, не постелили красную дорожку, во-вторых, прислали в качестве встречающего чиновника низкого ранга. Известно, что дипломатический протокол крайне важен, особенно для КНР, и Пекин использовал его, чтобы сделать политические заявления.

Министр иностранных дел Ван И попытался донести до Блинкена, что китайско-американские отношения могут значительно ухудшиться, а то и вовсе пойти по «нисходящей спирали». «Под руководством глав двух государств китайско-американские отношения в целом стабилизировались. Диалог, сотрудничество и позитивные аспекты возросли в различных областях. Но, с другой стороны, негативные факторы в китайско-американских отношениях продолжают расти и накапливаться. Законные права Китая на развитие необоснованно подавляются, а основные интересы Китая постоянно сталкиваются с вызовами», — процитировало слова Ван И Центральное телевидение Китая.

«Международное сообщество ждёт, чтобы увидеть, возглавят ли КНР и США международное сотрудничество с целью решения глобальных проблем, что стало бы выигрышем для обеих сторон, или же их отношения скатятся к конфронтации или даже конфликту, что приведёт к обоюдному проигрышу», — аккуратно заявил Ван И.

Блинкен, тем не менее, намек Ван И проигнорировал. В ходе пресс-конференции он заявил, что США выражают «серьезную обеспокоенность» по поводу китайской «поддержки России» в военном отношении. Госсекретарь отметил, что «ясно дал понять, что если Китай не решит эту проблему, то это сделает Вашингтон». Он уточнил, что США готовы предпринимать новые меры и вводить санкции против Китая на фоне ситуации на Украине.


В феврале 2023 г. госсекретарь США также заявлял, что США примут меры против китайских компаний и физических лиц, оказывающих военную поддержку РФ или нарушающих санкции.

Тем не менее товарооборот России и КНР по итогам прошлого года достиг рекордных $240 млрд.

Испугается ли Пекин угроз США на этот раз? Сомнительно. К тому же Владимир Путин подтвердил, что в мае совершит официальный визит в Китай, как и планировалось. И, по всей вероятности, нынешний приезд в Пекин госсекретаря США связан также и с этим предстоящим визитом президента России. Это очень похоже на попытку Вашингтона «прозондировать», что ждать от российско-китайского саммита.

С такой наглой мировой политикой Вашингтона «объятия» Пекина и Москвы имеют все шансы на долгосрочное укрепление.