Атака на веру
Мария Рузанова

Атака на веру

«По плодам их узнаете их» (Мф. 7:16)

Грузия

С середины апреля в Грузии не прекращаются протесты против принятия правительством закона «О прозрачности иностранного влияния». Этому закону сопротивляется некоторая часть населения, представленная неправительственными организациями, молодёжными движениями, студентами и некоторыми оппозиционными партиями, которая таким способом «борется за европейское будущее страны».

Протестующих довольно открыто, активно и даже, можно сказать, агрессивно поддерживает коллективный Запад — в адрес Грузии звучат ультиматумы, угрозы санкций и т.п. Тем не менее правительству Грузии пока удается не сходить с намеченного курса суверенизации своей страны.

То «европейское будущее», за которое сегодня ратуют протестующие в Тбилиси, не по душе огромной части грузинского общества. Продвижение европейских «ценностей», особенно по части нетрадиционной сексуальной ориентации и морали в целом, привело духовенство Грузии к осознанию необходимости активного противодействия.

Когда 17 мая 2013 г. в Тбилиси впервые состоялся «pride» (англ. «гордость») парад представителей и сторонников ЛГБТК-сообщества (экстремистская организация, запрещенная в России), Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II объявил 17 мая (начиная с 2014 г.) Днём святости семьи и уважения родителей. Таким образом, церковь Грузии обозначила противостояние двух мировоззрений: традиционно-христианского и либерально-западного.


17 мая 2024 г. в Грузии также отметили День святости семьи, который с этого года впервые был объявлен официальным выходным. Многочисленные участники шествия собрались у храма Кашвети в центре Тбилиси, где местоблюститель патриарха Грузии Шио пропел праздничный молебен, а после службы праздничное шествие направилось к патриаршему собору Святой Троицы, где также прошла благодарственная служба.

Во избежание стычек с гражданами, для которых важнее грузинские национальные, а не западные ценности, в этот день молодежные объединения отменили свои протестные акции против так называемого закона об «иноагентах» перед парламентом Грузии.

В Грузии сторонники традиционного уклада считают, что именно Православная Церковь способна объединить идеологически разобщенное современное общество своей страны.

Армения

На фоне предательской политики премьер-министра Армении Никола Пашиняна и неспособности разрозненных политических оппозиционных групп ее изменить возникновение нового протестного движения под лидерством лица, облаченного духовным саном, стало неожиданным поворотом. Почему именно священнослужитель — архиепископ Армянской Апостольской Церкви Баграт Галстанян — смог стать главным оппозиционером страны?

В ситуации, когда существующие в стране политические силы, в том числе оппозиция, утратили доверие народа в том, что хоть как-то способны о нем позаботиться, Церковь оказалась единственной объединяющей силой, последним оплотом его защиты.

Большая часть армянского общества, разочарованная в оппозиции, не желает поддерживать прежних правителей и чиновников. Однако народ с готовностью откликнулся на призыв церковных иерархов.

Протестные акции в Армении вспыхнули в конце апреля 2024 г. в ответ на начало введения в действие предварительных договоренностей Еревана и Баку о демаркации на отдельном участке границы. Процесс планировали начать с сёл в Тавушском районе Армении. Стороны предполагали до 15 мая 2024 г. подписать протокол с описанием линии новой границы. Согласие Пашиняна передать Баку часть армянской территории вызвало волну протестов и блокирование дорог в разных регионах Армении.


Баграт Галстанян как предстоятель Тавушской епархии Армянской Апостольской Церкви стал естественным лидером, возглавившим народное движение «Тавуш во имя Родины». В первых числах мая 2024 г. он стал во главе шествия, направившегося из Тавушской области в Ереван. 9 мая в столице Армении на площади Республики прошел первый многотысячный митинг. На следующий день архиепископ заявил о готовности двух оппозиционных фракций парламента начать процедуру импичмента премьера Пашиняна, но для запуска процедуры необходимо убедить еще около 20 депутатов.

«Духовенство во главе с Католикосом всех армян Гарегином II — на стороне протестующих. В этом ничего удивительного нет. Армянская Апостольская Церковь — это один из столпов армянской государственности, это тот институт, который всегда объединял армянство. Когда стало ясно, что угроза потери государственности очень велика, Армянская Апостольская Церковь не могла остаться в стороне», — рассказал лидер Демократической партии Армении, координатор оппозиционного движения «Вместе» Арам Саргсян.

В субботу 18 мая 2024 г. архиепископ проводил встречу с представителями различных партий Армении, во время которой обсуждался основной вопрос смены власти. Он отметил консолидацию совершенно антагонистичных по своей сути политических сил. «За столом сидели такие люди, которые, к сожалению, в других условиях даже не здоровались друг с другом», — сказал владыка Баграт Галстанян.

Архиепископ перефразировал лозунг «Duxov», с которым Пашинян ворвался в политическую жизнь в 2018 г., буквально означающий «смело», «духовито» и активно используемое в последнее время премьером Армении противопоставление «новой» прозападной Армении «старой» или «исторической». Баграт Галстанян уверенно заявил, что не «духовитая», а «духовная Армения победит так называемую «новую» Армению. Настоящая Армения должна победить фальшивую, фейсбучную Армению».

Украина

Если в Грузии и Армении Церковь, являясь, пожалуй, единственным объединяющим стержневым элементом государственности, имеет еще влияние и способность защитить интересы вверенной ее заботам паствы, то на Украине она такую возможность, похоже, уже утратила. Каноническая Украинская Православная Церковь подвергается активным гонениям, набирающим силу при молчаливом согласии «демократического», «свободного» Запада.


В ночь на 17 мая 2024 г., как очередной пример кощунства, в Киеве была уничтожена Владимиро-Ольгинская часовня Десятинного храма, которая впервые на этом месте была возведена в конце X века по повелению самого князя Владимира. Первая церковь была разрушена в 1240 г. во время нашествия Батыя. Вторую, на сохранившемся фундаменте, построили в XVIII в. В XIX в. ее разобрали, чтобы построить более величественное сооружение. В 1936 г. эту церковь снесли уже большевики. Современное здание церкви, построенное уже в нашем веке, не просуществовало и 20 лет.

«Вечером со мной связались в братии, сказали: всё перекрыли, оцепили полностью. Они специально выбрали ночное время, когда люди уже не ходят. И потом — дело шло к комендантскому часу, а комендантский час подразумевает то, что никто не может ни прийти на помощь, ни встать на защиту, ни даже просто снять видео... Окружили под покровом ночи, как тати, разбойники, сатанисты, подогнали туда технику и стали храм рушить... У нас же было два креста, и на маленьком куполе сверху стояла икона Знамение Пресвятой Богородицы с херувимами и серафимами. Еще две иконы снаружи — княгиню Ольгу и князя Владимира, держащих Десятинную церковь, — отлил архитектор из бронзы. Их же не вытащишь оттуда, и вот, видимо, когда рушили, туда же в мусор и покидали. Стояли, курили и о глаза икон тушили бычки. Такое кощунство — это не просто разрушение храма, это не просто сатанизм, это какое-то мегаварварство в XXI веке. Это богохульство и святотатство в центре Украины, в центре так называемой Европы», — рассказал епископ канонической Украинской Православной Церкви Гедеон, которому после 23 лет служения в Киеве в прошлом году пришлось вернуться в Россию.

«Люди сейчас приходят, стоят на коленях, молятся, кто-то цветы возлагает. История ничему, видимо, не учит нелюдей. Сколько мы предупреждали, говорили: те, кто рушил Десятинный храм на нашей памяти в 1932 году, все были расстреляны, сошли с ума, покончили с жизнью, все плохо кончили. А эти несчастные люди, милиционеры, которые стояли вокруг храма, не давая людям прийти и помолиться, когда рушили храм? Они же на свои головы, на свои семьи навлекают проклятие, анафему и не понимают этого», — продолжал рассказывать епископ.

Три разные страны с христианскими корнями, три судьбы, полные исторических перипетий. У первых двух, кажется, еще жив корень апостольской веры, способный возродить народ и сохранить государственность. Украина же рубит свой корень безжалостно, самозабвенно и безумно. Останется ли там что возрождать и чему возрождаться?