Электрический ад: новая песня группы «Куба»
Артем Ольхин

Электрический ад: новая песня группы «Куба»

Мнение специалиста о том, что делает с нами «цифра»

Сильной стороной музыкальных групп, играющих вне «первого эшелона», является, в первую очередь, их непосредственная связь с реальной жизнью. Благодаря этому вместо того, чтобы мучиться, под каким бы соусом осуществить PR-поездку в Донбасс или как скрыть факт захода «не в ту дверь», музыканты групп из спальных районов простых городов поднимают проблемы, которые действительно касаются общества и реальной жизни.

Совсем недавно была презентована песня группы «Куба» «Электрический ад». Она — о цифровой зависимости. С этим сложным и неприятным вопросом мой собеседник Дмитрий Ноздрин, вокалист и автор текстов, знаком изнутри — он имеет профильное образование и в жизни вне сцены преподаёт информатику в одной из средних школ Подмосковья. Поэтому подросток, описанный в песне, — это вполне конкретный образ, взятый из суровых будней.

Артём Ольхин: Дмитрий, расскажите о новом треке «Кубы» «Электрический ад». Он социальный, но при этом не политический. Почему вы решили его написать? Считаете, проблема настолько серьёзная на данный момент?

Дмитрий Ноздрин: Да. На самом деле о ней многие говорят на ТВ, журналисты, педагоги. С одной стороны, мы внедряем в школах новые технологии, чтобы не отстать от противников, без этого никуда. А с другой стороны, эти технологии сажают интеллект наших детей. Эта проблема общемировая. Практикующие психологи говорят: «Впервые интеллект поколения у детей ниже интеллекта поколения родителей». Ведь обычно дети развиваются лучше родителей. И это влияние гаджетов. Они не плохие, ими очень удобно пользоваться, но дети не умеют делать это правильно.

Хотя и для многих взрослых, по сути, это инструмент прожигания времени и снижения интеллекта. Мой знакомый, лётчик, просидел в YouTube Shorts два часа, даже не заметив. Потом удивлялся, как это получилось.


А.О.: Как это выглядит в разрезе школы? Год за годом у Вас на одни и те же предметы приходят ребята, и можно наблюдать динамику. Ученики, которые были 5 лет назад, и те, что есть сейчас: какая между ними разница? Что изменили гаджеты?

Д.Н.: В целом, за 15 лет моей работы в школе можно констатировать снижение интеллекта. Вот вызываешь ребёнка к доске, он всё понимает, но не может выразить свою мысль. Дети перестали читать художественную литературу и книги в принципе. Может, 1–2% читают. Поэтому у них нет словарного запаса.

А.О.: Как это сказывается на учебных достижениях? Допустим, общая результативность школы в процентном соотношении побед в олимпиадах, в конкурсах. Деградируют ли они?

Д.Н.: Кстати, нет. Показатели по олимпиадам и конкурсам не снижаются. Там побед всё больше и больше. Но в них принимают участие мотивированные дети, которые читают книжки. Они тоже могут сидеть в телефоне, но это не сказывается на их оценках.

А в целом влияние гаджетов очень заметно. Если выдать моим детям смартфоны, они учатся на «2» и «3». А без телефона оценки «4» и «5». Жизнь показывает, что это вот так.


А.О.: После получения технического образования вы начинали работу именно как человек, занимающийся информатизацией учебного процесса. Изменились ли за это время Ваши взгляды по поводу цифровизации и её надобности? Были ли какие-либо рухнувшие иллюзии касаемо интернета?

Д.Н.: Они были, да. Нам навязывали на курсах, что ничего не надо запоминать, что всё есть в интернете. Нам рассказывали о том, что учебники не будут нужны, что не будет учителей в виду их бесполезности и что главное — это научить детей пользоваться интернет-ресурсами.

Была такая установка, но сейчас процесс пытаются откатить обратно. Хотя, например, внедрили электронный журнал. С одной стороны, это прекрасно, я как родитель могу видеть успеваемость своего ребёнка. А с другой — у ученика из-за электронного журнала должен быть постоянный доступ к компьютеру или телефону. И если бы он пользовался ими только по делу, было бы безусловно хорошо, но дети любят играть в игры, смотреть низкоинтеллектуальные видео в Tik Tok, и в этом проблема.

А.О.: Есть мнение, что все эти интернет-штуки во многом являются обёртками для идей, которые распаковываются в голове у потребителей. Часто идеи деструктивные. Так внедряли, например, концепт «великой Украины» и многие либеральные заблуждения, которые вброшены в русское общество.

Д.Н.: Друг мой рассказал о своём отце, подсевшем на Tik Tok после выхода на пенсию. Говорит: «До этого папа был патриот, любил нашу страну. И вдруг за месяц превратился в «антипутинского» человека». Просто через 30 дней просмотра таких видео.


А.О.: Почему нахождение человека в либеральной парадигме соотносится с просмотром коротких отупляющих видео? Ведь те же самые люди могут смотреть 2,5 часовую передачу какого-то иноагента типа Дудя.

Д.Н.: Дело не в Дуде. Я помню, как это всё работает. Когда мы ещё пользовались Facebook, мне постоянно попадались публикации Навального, хотя я не выбирал, что мне должно попадаться в ленте. Подсовывали посты и прочих либералов. Все соцсети превратились в инструмент массовой манипуляции. Ты не выбираешь видео, которые тебе покажут. Там якобы есть алгоритмы, направленные на изучение твоих интересов. На самом деле, фиг там! Даже в «Яндекс музыке» тебе могут подсунуть что-то антироссийское.

А.О.: Был яркий пример, когда Tik Tok многим подросткам России прислал призывы к выходу на митинг за Навального. Они все туда пошли, а их начали спрашивать: «Что вы здесь делаете?». Они отвечали, мол, думали, будет интересная тусовка. То есть даже не поняли, что их спровоцировали на политическую акцию.

Д.Н.: Об этом и речь. Соцсети — инструмент манипуляции. Вот почему наш VK, российский, не манипулирует в нужном направлении? А в это время где-то там за рубежом сидят администраторы, которые подсовывают русской аудитории определённые новости и посты, вредные и чуждые.

А.О.: Каков Ваш прогноз? Каким образом можно смоделировать ситуацию в её реальном развитии?

Д.Н.: Если смотреть реалистично, война, которая идёт сейчас, — это очень во многом война технологий. Раньше мы «игрались» с дронами и другими забавностями, а сейчас это очень страшное оружие. Мне недавно друг прислал видео с китайскими робособаками, на которые устанавливают пулемёты и гранатомёты. Год-два, и это будет применяться. Поэтому мы не можем отстать и отказаться от технологий.

Можно выдавать гаджеты лет с 18-ти. Мой товарищ работает в этой же сфере, он тоже крутой робототехник, говорит: «У меня некоторые 10-11-классники сознательно отказались от смартфонов и используют только кнопочные телефоны». Нужно либо воспитывать культуру, либо запретить откровенно враждебные сервисы.

Но я не знаю, как это осуществить. YouTube запретить сложно, так как там много полезных видео. Но в Китае же как-то ввели всю эту цензуру и успешно с чужим влиянием борются.

А.Б.: Есть надежда, что у нас будет какая-то модель суверенного интернета? По факту у нас его сейчас нет.

Д.Н.: Почему же, он есть. Если нам отрубят внешние кабели, то свой интернет останется вроде как. У нас по закону ни один сервис не имеет права работать без локализации. Даже у Google серверы с российскими данными стоят у нас, насколько я понимаю.

А вот в плане контента, борьбы с ним будет тяжело. Но это надо развивать. Ведь сейчас молодые люди по окончании института идут в IT и получают зарплату гораздо выше среднего, где-то 100–200 тыс., и это только начало.


А.Б.: В свете этого вы, как многодетный отец, каким образом видите будущее своих детей в таком мире? Какую модель воспитания вы хотите применить, отталкиваясь от вышесказанного?

Д.Н.: Все мои дети занимаются робототехникой. Помимо этого, все они ещё и музыканты. Я уже говорил, что, как только забираешь у них гаджеты, они начинают нормально учиться. А если не ограничивать, там им достаточно несколько часов с ними посидеть, чтобы стать раздражительными и нервными. Я им выдам смартфоны только после школы.

Вот мой старший сын уже сам работает в школе, ему 28 лет. А в его детстве я с ним боролся за компьютер, чтобы не было у него зависимости.

Буду как-то стараться держать детей в узде. Ведь это как «откупиться от проблем». 

Если, к примеру, я сижу и отдыхаю на море, и все ведут себя тихо, то, значит, у всех телефоны. Проще всего дать ребёнку гаджет, чтобы он не занимался делом. Несколько лет назад я вёл робототехнику детям в первом классе, и у некоторых из них уже тогда появлялись смартфоны. Сейчас это самые социально неадаптированные ученики. Без особых успехов в учёбе, хулиганят. Так что гаджеты в начальной школе надо вообще запретить. Родитель должен понимать, что, покупая ребёнку всё это, он убивает его интеллект.

А.О.: И, собственно, о песне, с которой мы начали общение. Как я понимаю, это один из треков, который выйдет в новом альбоме?

Д.Н.: Да, это сингл из альбома, который мы готовим. Название пока говорить не буду, песен там будет около 15-20-ти, мы сейчас дописываем заглавную композицию альбома, которую я сочинил недавно. Туда войдут разные песни, не только о войне, но и о любви. Альбом получается интересным, будет много новых красивых песен, которые ещё никто не слышал. Несколько синглов выпустим, потом опубликуем целиком. Думаю, это случится ближе к концу лета.

А.О.: Хочется выразить надежду, что наше издание будет одним из тех, кто даст первые рецензии на ваш альбом.

Д.Н.: Спасибо!

Беседовал Артём Ольхин