Но рано или поздно пути двух стран разойдутся
Владимир Путин, находясь на саммите ШОС в Астане, провел переговоры с президентом Турции Реджепом Эрдоганом. И даже дал согласие в обозримом будущем нанести визит в Анкару. Политолог Богдан Безпалько пояснил причины потепления в отношениях Москвы и Анкары.
Напомним, лидеры России и Турции лично встретились впервые с сентября 2023-го, когда Эрдоган приезжал на переговоры в Сочи. Сейчас они прошли в отеле The Ritz-Carlton в Астане и продлились около часа. Путин заявил, что они с Эрдоганом находятся в постоянном контакте. «Мы обмениваемся мнениями по ситуации между нашими странами, ситуации в регионе, в мире в целом. Мы действительно давно не виделись», — сказал Владимир Путин.
Он отметил, что, несмотря на сложности, отношения между РФ и Турцией «развиваются поступательно»: «В последние месяцы был небольшой спад в торговом обороте, но он все равно остался на высоком уровне – $55 млрд. за 2023-й». Продолжают по плану и без сбоев реализовываться крупные проекты, намечаются и новые. Президент РФ отметил рекордное количество российских туристов в Турции за прошлый год — 6,3 млн человек, и поблагодарил Эрдогана за хорошие условия, которые для них созданы. Он сообщил, что они с Эрдоганом активно работают по ряду направлений в международной политике.
Эрдоган, в свою очередь, подчеркнул важность строительства АЭС «Аккую», которую в Турции возводит «Росатом», планируется строительство второй АЭС «Синоп». Также продолжаются контакты между турецкой Botas и «Газпромом». Он отметил, что товарооборот между странами должен достичь $100 млрд в обозримом будущем. «Верю, что это произойдет. Потенциал для достижения есть», — сказал он. Он также отметил важность того, чтобы «туристы из РФ остались довольны турецким гостеприимством». А под занавес заявил, что он «в кратчайшее время» ждет Путина в Турции. Путин ответил, что «обязательно приедет».
Вице-премьер Александр Новак после переговоров объяснил, что там «говорили о системе взаиморасчетов между нашими банками и компаниями, о поставках сельхозпродукции». Обсуждались поставки газа по «Голубому потоку» и «Турецкому потоку» из РФ в Турцию. «Мы также глубоко сотрудничаем по поставкам в Турцию нефти и нефтепродуктов. Их объем значительно увеличился в сравнении с прошлыми годами. Угольная продукция также хорошо идет», — сказал Новак. Он подчеркнул, что за шесть месяцев 2024-го торговый оборот между странами составил $28 млрд. Что касается Украины, то «политические вопросы, безусловно, тоже обсуждались», отметил он.
Как считает политолог Богдан Безпалько, Россия не может себе позволить бессрочно «обидеться» на турков.
«Союз РФ с Турцией изначально ситуативен, две страны изначально не являются союзниками. У нас есть некая общая группа интересов, и мы испытываем зависимость друг от друга по целому кругу проблем. То есть, Москва и Анкара вынуждены взаимодействовать. Чем это в итоге закончится, сказать сложно, возможно, через какое-то время наши страны разойдутся по враждебным лагерям, — отметил эксперт. — Формально мы сейчас и так в них находимся, ведь Турция — член НАТО. Анкара обращалась за помощью к альянсу после конфликта с Россией в 2015-м. Напомню, тогда турки сбили наш истребитель Су-34 над приграничной с Сирией территорией. Говорить, что «мы с турками друзья», было бы наивно».
Пока есть возможности взаимодействия с Анкарой, нужно их использовать в чисто практических, меркантильных целях, указал он.
«Россия строит в Турции атомную электростанцию «Аккую», сейчас Эрдоган заговорил о строительстве второй АЭС — в Синопе, на Черном море. Также Россия продала туркам свои элитные вооружения — несколько дивизионов ЗРК С-400, и до сих пор занимается их техобслуживанием. Да, это экспортный вариант, но все равно есть риск того, что Турция может перепродать их другим странам. Такие случаи уже были, когда РФ продавала вооружения некоторым африканским странам, а потом они оказывались в руках натовцев, — говорит он. — Турция сейчас — это и большой газовый хаб, где концентрируется российский газ из «Турецкого потока» и «Голубого потока», там же смешивается с азербайджанским и поставляется в Европу. Эксперты уверены, что эта схема — результат договоренности Анкары с Западом. Подрыв «Северных потоков», ликвидация Украины как транзитного государства — все это кратно усилило турков».
Западу даже не требуется вкладывать свои деньги в Турцию, достаточно просто перенаправить российские энергопотоки через Турцию в Европу.
«Также именно через Турцию проходит значительная часть товаров, поступающая в Россию по «параллельному импорту». Большое количество изделий, необходимых для работы ключевых отраслей в РФ, производится в Турции. Взаимозависимость двух стран велика, и, пока все это работает, необходимо сохранить это, как важное для нашей экономики, — говорит аналитик. — Но отношения с Турцией нужно серьезно корректировать, например, в «сирийском вопросе». У Анкары там свои интересы, часто противоположные нашим. Турки открыто поддерживали формирования иракских курдов, которые продавали им нефть, а также ряд оппозиционных Дамаску группировок в провинции Идлиб».
Самый болезненный вопрос для России — это активность Турции в Средней Азии, в Закавказье и даже в Поволжье.
«Сейчас «гюленовские» школы и колледжи, расположенные в этих регионах, сменились другими турецкими школами и колледжами. Но нам от этого не легче, они все равно формируют у своих учеников взгляды, враждебные России. Турция является весьма эффективным оператором своей политики в Средней Азии, причем чаще всего она совпадает с интересами англосаксов. Ее проводники — не только посольства, но и медресе, различные НКО и т. д. Англосаксы, как и турки, заинтересованы в главном — воспитании в Азии новых поколений в антироссийском духе. Так что России, мягко говоря, есть, о чем договариваться с Турцией, и есть, в чем корректировать ее политику», — заключил Богдан Безпалько.
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках