"Запад делает вид, что такого никогда не было"
Артем Ольхин

"Запад делает вид, что такого никогда не было"

Писатель Николай Стариков напомнил о сепаратизме США

В мире, несмотря на устойчиво повторяющиеся спирали развития, всегда что-то меняется и становится совершенно не таким, как было прежде. Так в XVIII в. одна из колоний Великобритании пошла по пути сепаратизма и превратилась в отдельное государство. Сегодня мы знаем это образование под названием Соединенные Штаты Америки. Национальный праздник по случаю независимости там отмечают 4 июля.

Позже, в XX в., руководство США поддержало украинский сепаратизм, спровоцировав военный конфликт, который в горячей фазе длится уже 10 лет. И почему-то «сепаратистами» в этом противостоянии называют именно тех, кто стремился вернуться на Родину — жителей Донбасса, которые считали себя русскими и присоединились обратно к своему проекту, исправив историческую несправедливость. Причуды этих исторических изгибов мы обсудили с писателем, политиком Николаем Стариковым.


Артём Ольхин: Николай Викторович, в Вашей книге «Война. Чужими руками» представлена своя точка зрения на историю формирования Америки. Можно несколько слов об этом?

Николай Стариков: Действительно, в той книге я не просто разбирался в истории возникновения США, а накладывал всё это на процесс создания Донецкой и Луганской народных республик. Потому что по сути происходил абсолютно одинаковый процесс. И когда Соединённые Штаты до сих пор не признают ДНР и ЛНР ни в качестве отдельных государств, ни в качестве неотъемлемой части Российской Федерации — очень хочется американцам напомнить их собственную историю.

Ведь все государства когда-то были провозглашены и кем-то созданы. Ни одно из них не свалилось с Луны или было создано какими-то сверхъестественными, потусторонними силами. Поэтому когда ДНР и ЛНР в период их независимости называли «самопровозглашёнными», меня всегда это поражало — а Соединённые Штаты что, не самопровозглашённые?

Ведь дело выглядело так: собрались люди, подданные короля Георга III и провозгласили отделение от Британии североамериканских колоний, создали новое государство, до этого в мире не существовавшее. Что это, если не самопровозглашение?

Можно ли США называть сепаратистами? Так их, собственно говоря, так и называли. И в случае победы Британской Короны в войнах говорили бы, что «мужественные и героические британские солдаты подавили незаконный мятеж североамериканских колоний». Но победили американцы в том числе, при помощи французов, испанцев.

Поэтому ничего принципиально нового в событиях, которые последовали за государственным переворотом на территории Украины, не произошло. Это просто Запад делает вид, что такого никогда не было, старательно забывая свою собственную историю.

А.О.: Но ведь эта закономерность касается и более широкого спектра событий?

Н.С.: Конечно. Например, в процедуре воссоединения России с ДНР и ЛНР тоже нет ничего исторически нового и даже с точки зрения американской истории. Об этом тоже идёт речь в книге «Война. Чужими руками»: примерно 30% Мексики вошло в результате определённых политических и военных действий в состав Соединённых Штатов Америки.


Причём, начиналось всё, опять-таки, очень для нас знакомо. Жители Техаса посчитали ущемлёнными свои права, в результате чего они провозгласили его независимость. Не будем вдаваться в причины провозглашения — они актуальны для XIX века и для той территории, о которой мы говорим. Но сам факт — жители территории одного из штатов Мексики провозгласили независимость. Как реагировала центральная мексиканская власть? Естественно, отправила туда войска. В истории США есть эпизод, который изучается в школах, им гордятся, называется «Защита Аламо».

Мексиканские войска взяли укрепление, которое защищало чуть больше двухсот человек, почти все они погибли. И вот эти люди сейчас герои для Америки, они являются там символом мужества. Через несколько месяцев после этого произошло официальное провозглашение Техаса как отдельного государства. Ещё через некоторое время мексиканская армия была разбита. Через 8 лет Соединённые Штаты Америки признали Техас как независимое государство, а потом, через небольшой промежуток времени, Техас стал частью США.

Разве всё это не похоже на то, как развивались события и в их, и в нашем случае? Но Америка все эти совпадения отрицает.

А.О.: Это хорошо коррелирует с тем, что они обвиняют Россию в аннексии Крыма, в то время, как сами никогда не брезговали поживиться чужой территорией?

Н.С.: И не только! Ведь после того, как «Техас вернулся в родную гавань», Мексика объявила войну США, которую проиграла, и в результате потеряла территорию ещё нескольких штатов. Опять-таки, очень напоминает сегодняшние события.

Дальше расширение США шло несколькими путями. Некоторые территории США покупали — Луизинау у Франции, Флориду у Испании, Аляску — у России. Но фундаментально, изначально США как государство сформировались по точно такому же механизму, который не так давно применили мы. Но для американцев «это другое», потому что так им диктует их политический интерес.


А.О.: Весь мир сильно зависит от США даже в их сегодняшнем, ослабленном состоянии. Речь идёт об экономической зависимости и культурной. Что можно сделать в данной ситуации?

Н.С.: Давайте не будем преувеличивать степень слабости Соединённых Штатов Америки. Просто когда мы смотрим на нынешнего их президента, может возникнуть иллюзия, что и вооруженные силы, и экономика находятся в таком же состоянии. Но это не так. США остаются самой сильной державой на сегодняшний день.

Но есть такое слово — «тенденция». Вот тенденция для американцев не очень хорошая. Но они создали механизм, который позволяет им гегемонию продлевать. В этом смысле США подсадили весь мир на доллар. Фундамент этого — определенное устройство мировой экономики с независимыми центральными банками и ФРС в центре и эмиссией доллара, который ни к чему не привязан и ничем не обеспечен.

Вторая составляющая — т.н. смысловая, «американская мечта». Америка предложила всем быть на неё похожими в смысле хорошего уровня жизни, автомобиля в семье, определённого достатка. Но к этому прилагаются и некоторые культурные ценности. Речь идёт не только о свободе в её классическом понимании, независимости суждений, которая была присуща американцам до самого последнего времени, но сейчас мы видим стремительный отказ от них. Вместо этого навязываются противоестественные половые извращения и тоталитаризм, в самом его исконном смысле, который к Советскому Союзу не имеет никакого отношения. Всё происходит по Джорджу Оруэллу, который, кстати, писал при Великобританию, а вовсе не про СССР.

Теперь о состоянии экономики. Соединённые Штаты на середину XX в. были наиболее развитой и наиболее сохранившейся после войны экономикой в мире. Их доминирование сохранялось достаточно долго — вспомните, в Советском Союзе говорили «догнать и перегнать Америку». Они были впереди нас почти во всем, за исключением отношения людей друг к другу и космической программы.


А.О.: Но ведь сейчас ситуация другая?

Н.С.: После разрушения Советского Союза американцы расслабились. И проворонили рост Китая, который лишил их экономического превосходства. Именно этим обусловлен по большей части провал санкций, которые американцы вводят против нас. Например, санкции введённые пятьдесят лет назад означали бы, что Российской Федерации неоткуда получить автомобили. И так во многих других сферах. А сейчас выяснилось, что нет западных авто — ничего, вместо них есть китайские. Можно обсуждать их качество, но количество вполне достаточно, чтобы закрыть весь рынок. Ушли их производители бытовой техники — ничего, пришли китайские, турецкие и много других. Также во многих других сферах. Мир изменился, и у Америки уже нет бесспорного лидерства.

А.О.: Можно представить мир, где нет противостояния США и остальных стран? Что для этого должно произойти?

Н.С.: Мы в благих стремлениях точно не должны впадать в заблуждения. Например, когда-то Карл Маркс и Фридрих Энгельс писали, что «когда во всём мире победит социализм, то армии, конечно, будут не нужны». Но в реальности мы с вами видели военные конфликты даже между социалистическими государствами. И поэтому сегодня заявления Маркса и Энгельса смотрятся как нонсенс.

Так и с Америкой. Мир так устроен, что противоречия обязательно существуют, они решаются сначала дипломатическим, потом ещё каким-то, а потом и военным путём. Другого способа человечество ещё не выработало. Сейчас Соединенные Штаты одряхлевают. В этом процессе они становятся заложниками желания сохранить гегемонию. Именно поэтому сегодня они сеют везде хаос, разрушение и войну. Когда-то в своей истории, возможно, они приносили с собой и что-нибудь хорошее. Сегодня ничего хорошего ждать от них не стоит.

Поэтому нужно строить многополярный мир, он уже фактически существует, его просто нужно укреплять, но не питать иллюзий, что в многополярном мире не будет войн и конкуренции. Давайте оставим это для будущего — возможно, наши потомки будут мудрее нас, и придумают, как решать проблемные вопросы мирно.

Беседовал Артём Ольхин