Западные избиратели требуют перемен
Мария Рузанова

Западные избиратели требуют перемен

В Европе зреет новый политический ландшафт

Жареный петух все же клюнул Запад. Все правительства западных стран очутились на пороге полного провала. Власти проталкивают политику, которая ухудшает качество жизни избирателей. А избирателям, как показывают результаты состоявшихся выборов в ЕС, Франции и Великобритании, надоело такое положение дел.

Три партии правящей коалиции Германии в общей сложности набрали всего 30% голосов на выборах в Европарламент 9 июня. Вторая по численности партия страны «Альтернатива для Германии» (АдГ) набрала 16% голосов, что позволит ей вступить в альянс с партией Сары Вагенкнехт осенью 2025 г., когда в Германии состоятся очередные федеральные выборы.

В целом силы крайне правого толка получили четверть мест в Европарламенте. Главными же лузерами гонки стали представители зеленых, а также лидеры двух основных «тягачей» Евросоюза — Франции и Германии.

Результаты первого тура досрочных выборов во Франции, которые Макрон назначил после провала на голосовании в Европарламент, привели к тому, что его центристская партия набрала только пятую часть голосов. Лидер Франции самоуверенно рассчитывал объединить центристские силы, но в итоге центр безнадежно просел. В новом парламенте Франции будут доминировать крайне правые и наспех сколоченный левый блок, получивший громкое название «Новый народный фронт».


Politico пишет, что после фиаско на парламентских выборах Эммануэль Макрон «пропал с радаров». Представитель одной из партий поделился, что лидер Франции «явно недооценил, насколько его личность противна общественности».

«Реальность такова, что союзники президента не хотят его видеть в предвыборной кампании. Портрет Макрона даже убрали с агитационных плакатов и из брошюр», - пишет издание.


Итоги парламентских выборов в Великобритании, состоявшихся 4 июля 2024 г., показали, что британское общество требует перемен.

После 14 лет у власти Консервативная партия уступила место Лейбористам, показав худший результат за всю историю своего существования. Телеканал Sky News передал, что премьер-министр Риши Сунак уехал из штаб-квартиры Консервативной партии под крики и свист толпы. На Даунинг-стрит теперь поселится новый премьер-министр, лидер Лейбористов Кир Стармер.

Как это повлияет на внешнюю политику Лондона? Специалист по истории культуры России Джеймс Пирс еще в мае спрогнозировал текущий исход выборов. «Трудно представить, что отношения [с Россией] могут стать хуже — это хорошая новость. Они и так находятся в самой низкой точке со времён позднесталинского периода. … Стармер не имеет опыта во внешней политике, и на Даунинг-стрит, 10 он столкнётся с большим количеством проблем: усталость от войны растёт, вооружённые силы испытывают трудности, население требует радикальных перемен в стране. Несмотря на напряжённую международную ситуацию, внешняя политика не станет основным приоритетом для будущего правительства», - уверен эксперт.

Джеймс Пирс предполагает, что Стармер, скорее всего, будет выступать с резкой критикой в адрес президента Путина, особенно в отношении СВО и внутренней политики. Однако всё это будет пустой риторикой, направленной на внутреннюю аудиторию. Новая политика не приведёт к изменению существующего курса или к еще большему ухудшению отношений.

«Введение новых санкций против России маловероятно, а вот отмена некоторых ограничений возможна. Проще говоря, вряд ли можно что-то выиграть от дополнительных неработающих санкций, когда российская армия наступает, а Украине не хватает людей и вооружения. Настанет день, когда следующему правительству Великобритании придётся честно сказать избирателям: Украина не сможет победить, нужны переговоры с Россией», - написал он в статье, опубликованной в журнале «Россия в глобальной политике».

Тем временем в США более 70% американцев считают, что действующий президент не в состоянии занимать свою должность в связи с когнитивной дисфункцией, а более половины американцев и вовсе не одобряют его деятельность.

«В те недели и месяцы, что предшествовали катастрофическому в политическом плане выступлению президента Байдена на дебатах в Атланте, действующие и бывшие чиновники и встречавшиеся с ним за закрытыми дверями люди отмечали, что он все чаще путается, впадает в ступор и теряет нить беседы», - пишет The New York Times.

5 июля 2024 г. The Washington Post написала, что группа известных политических доноров, гражданских лидеров и крупных предпринимателей направила письмо президенту Байдену с призывом сняться с президентской гонки.

«Мы со всем уважением призываем вас отказаться от кампании за переизбрание ради нашей демократии и будущего нашей страны», - написали 168 подписавшихся под письмом.

The Washington Post направила в Белый дом запрос с просьбой прокомментировать письмо. Запрос был перенаправлен в предвыборный штаб Джо Байдена, откуда ответили, что победа Дональда Трампа на президентских выборах грозит экономике США крахом, соответственно Байден — единственный выбор, берите, что дают.

«Экономисты предупреждают, что Трамп разгонит инфляцию и ввергнет нас в рецессию, а президент Байден продолжит снижать издержки и стимулировать рост рабочих мест. Поэтому выбор для тех, кто хочет, чтобы Америка добилась успеха, не может быть более очевидным», - заявил представитель предвыборной кампании Байдена Чарльз Лютвак.

Интернет-издание Asia Times считает, что американскую политику «накрыла неразбериха после ошеломляющей иллюстрации байденовского слабоумия на дебатах с Трампом 27 июня». Автор статьи уверен, что демократы не выживут с Байденом в кандидатах, но не смогут и без него — а значит, победа Трампа тем вероятнее.

Конечно, в России не ожидают больших внешнеполитических перемен с изменениями западного политического ландшафта.

Возможно, однако, нам станет чуть легче пробиться к «голосу разума» на той стороне. Если новая власть на Западе начнет работать над внутренними проблемами, а не над тем, как «победить» Россию, убивая свою экономику и, потенциально, свое население, идея мирного сосуществования на нашей общей планете может стать более привлекательной, чем война до последнего кого бы то ни было.