Литве нужны мины, дроны и тяжелое вооружение
Максим Кустов

Литве нужны мины, дроны и тяжелое вооружение

Военными сказками она уже обеспечена

Литва переживает период усиленной милитаризации. Так, эта страна собирается начать производство мин. Об этом заявил министр обороны республики Лауринас Касчюнас: «Ведем переговоры с нашей промышленностью о возможности изготовления мин в Литве».

Мины скоро Литве потребуются в изрядных количествах. В сентябре 2024 г. начнется строительство линии обороны на границе с Россией и Белоруссией.

Обустройство литовской «линии Мажино» потребует большого количества мин. Литва также собралась обзавестись дронами дальнего радиуса действия. Пограничному ведомству Литвы будет поставлено «тяжелое вооружение». Сумма расходов на это, правда, не впечатляет — €3 млн. Что и сколько «тяжелого» купишь на такие деньги? Сейчас один БТР может столько стоить.

Литва не только оружием запасается. На территории Паневежиса и Паневежского района начались учения, задача которых — обучение войск боям в городских условиях. Очень похоже на то, что литовские войска вместе с другими вассалами США «второго сорта» должны будут прийти на помощь ВСУ, когда их положение станет катастрофическим.

Идеологически Литву давно готовят население к военному противостоянию с Россией на стороне «цивилизованной Европы». Правда, прошлый опыт такого противостояния в 1941-45 годах как-то не очень вдохновляет. Уж больно сокрушительным было поражение «цивилизованных европейцев» и их литовских прихлебателей.

Чтобы как-то скрасить воспоминания о былых трепках, полученных от Красной Армии, в Литве сочиняют сказки о мифических военных подвигах своих полицаев. Литовский контингент немцы использовали в составе полицейских батальонов, предназначенных для борьбы с партизанами, уничтожения мирного населения и охраны концлагерей. Так, 2-му литовскому полицейскому батальону гитлеровцы доверили охрану в лагере смерти Майданек. А вот военными успехами литовские палачи как-то не могли похвастаться, пришлось их придумывать.

Самую, пожалуй, забавную сказку о воинских «подвигах» полицаев сочинил литовский историк Петрас Станкерас. Литовские полицаи якобы сумели из Сталинградского котла вырваться.

В работе «Литовские полицейские батальоны. 1941-1945 гг.» он пишет: «Особенно тяжелые испытания выпали на долю 7-го литовского батальона, которым командовал капитан Ионас Семашка…. в начале 1943 г. вместе с группировкой генерал-фельдмаршала Ф. Паулюса попал в Сталинградский котёл. Батальон храбро сражался на фронте, однако было ясно, что армия Ф. Паулюса обречена и из окружения не вырвется. Командир батальона решил со своими бойцами совершить экстраординарный поступок. Получив разрешение от начальника штаба окруженной группировки генерал-лейтенанта Артура Шмидта (Arthur Schmidt), капитан И. Семашка со своими бойцами преодолел три линии окружения и вырвался из Сталинградского котла. Через некоторое время литовцы встретились с частями генерал-фельдмаршала Эриха фон Манштейна (Erich von Manstein). За этот подвиг командир батальона капитан И. Семашка был произведён в майоры и награждён Железным крестом».

А если проверить? Открываем мемуары генерал-фельдмаршала Эриха фон Манштейна «Утерянные победы» и в главе «Сталинградская трагедия» не находим ни слова о якобы соединившемся с его войсками литовском батальоне, преодолевшем «три линии окружения».

Попытки вырваться из Сталинградского котла были. Немецкий историк Пауль Карель в книге «Гитлер идет на Восток (1941-1943)» писал об этом: «Известен только один случай, когда человеку удалось добраться до своих. Этим счастливчиком стал зенитчик унтер-офицер. Впрочем, через двадцать четыре часа после своего спасения он погиб от разрыва шальной минометной мины на перевязочном пункте 11-й танковой дивизии».

Литовского «прорыва» никто из исследователей Сталинградской битвы так и не заметил. Но ничего страшного, сейчас в Литве, надо полагать, впрок современные военные сказки уже сочиняют.