Венесуэльское дежавю
Мария Рузанова

Венесуэльское дежавю

После оглашения результатов президентских выборов в Венесуэле ожидаемо вспыхнули протесты сторонников оппозиции

Национальный избирательный совет (НИС) в результате подсчета 80% бюллетеней объявил победителем действующего президента Николаса Мадуро, набравшего 51,2% голосов, тогда как за кандидата от оппозиции Эдмундо Гонсалеса отдали голоса 44,2% избирателей.

Информации об оставшихся 20% бюллетеней НИС пока не предоставил. Оппозиция утверждает, что их кандидат получил более 73% голосов, и «демонстрирует» свою правоту митингами «несогласия».

В понедельник 29 июля 2024 г. на улицу вышли противники Мадуро, вооруженные кастрюлями и сковородками. 30 июля протесты продолжились. Мария Корина Мачадо, лидер оппозиции, не допущенная до выборов из-за обвинений в коррупции, снова призвала народ к протестам. «Мы знали, что протесты могут произойти, это происходит почти каждый раз после выборов с 2013 года», — сказала жительница Каракаса Элена Фернандес.

Полиции пришлось жестко реагировать на беспорядки. Минобороны Венесуэлы сообщило о почти полусотне пострадавших и погибшем военном, хотя другие источники сообщают о, по меньшей мере, троих убитых. Около тысячи человек задержаны с обвинениями в терроризме, разжигании ненависти и разрушении госсобственности. Однако к среде обстановка нормализовалась. Стрельбы больше не слышно, но грохот кастрюль еще раздается с разных сторон.

Страны, не признающие гегемонию США в Латинской Америке, такие как Куба, Никарагуа и Боливия, приветствовали победу Николаса Мадуро. Сами США и их союзники в Европе, поддерживающие оппозицию, а также страны Латинской Америки, ориентирующиеся на них, такие как Аргентина, Чили, Перу и др., осудили провозглашение Мадуро победителем выборов.


Евросоюз хотел принять совместное заявление, выражающее обеспокоенность по поводу результатов выборов, но им помешала позиция Будапешта. Об этом написала Politico, ссылаясь на двух чиновников, знакомых с обсуждениями. В понедельник, 29 июля 2024 г., предполагая такой исход, Жозеп Боррель заранее выступил с заявлением «от себя», а во вторник сделал повторное заявление.

«Данные, которые [венесуэльская] оппозиция предоставила общественности, предлагают результат, радикально отличающийся от того, который был объявлен властями страны. До тех пор, пока протоколы голосования не будут обнародованы и проверены, результаты выборов в том виде, в каком они уже были объявлены, не могут быть признаны», — заявил Боррель в своей повторной «отсебятине».

Эксперт по странам Латинской Америки Олег Ясинский считает, что правительства «осудивших» стран Латинской Америки Венесуэла не интересует. А движет ими желание понравиться США, чтобы получить кредиты и «очки» за «хорошее поведение». Основная задача протестов — свергнуть непокорное правительство небольшой страны и привести к власти режим, послушный Вашингтону. «Цивилизованный» мир заботит не демократия, а нефть. Но это, конечно, не новость, а привычная практика.

Украинский, грузинский и др. сценарии «цветных» госпереворотов в Венесуэле обломались об Уго Чавеса на выборах 1998 г. Народ отстоял свой выбор.

У венесуэльцев большой опыт противостояния уличным беспорядкам. «Большинство населения, как показали выборы, поддерживает нынешнюю власть, потому что очевидно, что борьба идет не с внутренней оппозицией, а с пятой колонной, которую поддерживает США. Это люди, которые хотят отбросить страну на десятилетия назад», — уверен Ясинский.

Большинство венесуэльцев, многие из которых видят недостатки нынешней власти, не могут принять оппозицию, т.к. это было бы равнозначно сдаче суверенитета страны. В программе оппозиционного кандидата Эдмундо Гонсалеса основным пунктом стоит приватизация главной государственной нефтегазовой компании PDVSA, приносящей стране большую часть социальных доходов. В случае же победы оппозиции Венесуэла снова превратится в колонию США.

Тем не менее, как показывают итоги выборов, голоса за Мадуро и его соперника Эдмундо Гонсалеса поделились почти поровну, что указывает на наличие серьезного гражданского конфликта. Страна действительно расколота.

«Есть множество экономических проблем. В этих условиях, как мы знаем по постсоветскому пространству, на обывателя очень эффективно работает американская пропаганда, которая начинает говорить о демократии и призывать к борьбе с коррупцией. В Венесуэле эффект от этой пропаганды есть. Одна часть общества понимает, что значит победа оппозиции, другая хочет жвачку, джинсы и так далее», — говорит эксперт Ясинский.

Венесуэла — одна из самых богатых стран своего региона. В 1960–70-е гг. рабочие получали здесь самую высокую зарплату в Латинской Америке. Однако после распада СССР США, по словам Уго Чавеса (президента Венесуэлы с 1999 до своей смерти 2013 гг.), «развязали империалистическую агрессию и неолиберальное наступление». Под их влиянием в Венесуэле, еще до Чавеса, были проведены неолиберальные реформы, в период которых произошёл грабеж страны. В Венесуэле начался голод, что и привело Чавеса к победе.

За все годы президентства Уго Чавеса и Николаса Мадуро ни на секунду не прекращалось давление со стороны Запада. США всеми силами пытались изолировать Венесуэлу от мировой экономики. Вдобавок к внешнему давлению венесуэльское руководство совершало ошибки. Это привело к тому, что уровень жизни сильно упал. Но за последние несколько лет, при поддержке Китая и России, правительству Мадуро удалось стабилизировать ситуацию.

Оппозицию поддерживает та прослойка общества, которая, по словам Олега Ясинского, обеспечила себе высокий уровень жизни за счет продажи нефти и коррупции. Это те, кто летали на уик-энды в Майами за модной одеждой, пили виски и рассуждали о кубинской революции, но делиться с народом не хотели. «Это лицемерная часть общества, которая не хочет перемен. И естественно, что олигархия, крупные предприниматели Венесуэлы хотят вернуть страну в США», — говорит эксперт.

Несколько конгрессменов США направили письмо Джо Байдену с требованием немедленно наложить «масштабные и жесткие санкции» против членов правительства Венесуэлы. И принятие новых мер против Каракаса, в дополнение к уже существующим, не исключено. Однако с учетом того, что победу Мадуро признали такие крупные игроки, как Россия, Китай, Катар, Иран и др., изоляция Венесуэле не грозит.