Китай может оставить Россию без дронов
Василий Таран

Китай может оставить Россию без дронов

Необходимо срочно развивать собственное производство БПЛА

Китай ограничит свой экспорт дронов после обвинений со стороны Запада в поддержке России. Как считает политолог-востоковед Кирилл Котков, этот шаг может здорово ударить по боеспособности Русский Армии на поле боя.  

Китай расширил ограничения на экспорт продукции двойного назначения. Сюда вошли БПЛА с высокоточным измерительным оборудованием, лазеры, оборудование для получения инфракрасных изображений и т. д. По сообщению Минторговли КНР, китайские дроны не должны использоваться для «распространения оружия массового поражения, терроризма и в военных целях». Поправки вступят в силу с 1 сентября. Их добавили в документ, опубликованный 31 июля 2023-го. Пекин объявил об этом шаге вскоре после визита главы МИД Украины Дмитрия Кулебы. Он призвал китайские власти «принять меры, чтобы лишить Россию возможности обходить санкции».

Ранее СМИ и разведка правительства США сообщали, что Россия закупала беспилотники у Китая для использования в военных целях. В апреле Вашингтон заявил, что продажи товаров двойного назначения из Китая в РФ резко возросли. Также западные СМИ писали, что Москва и Пекин «работают над совместным производством дронов на территории РФ».

Как считает Кирилл Котков, директор Центра изучения стран Дальнего Востока в Петербурге, новый шаг Китая грозит нам большими проблемами.  

«Вследствие этого шага КНР под удар могут попасть военные интересы РФ. Сегодня Китай — один из мировых лидеров по производству БПЛА и их комплектующих, но не менее мощные производства есть и на Западе, который поставляет свои беспилотники Украине. И здесь главный вопрос не к Китаю, а к нам самим — чем мы думали в последние 20 лет? Вместо того, чтобы воспользоваться «тучными нулевыми» для проведения индустриализации страны, мы проводили «танковые биатлоны», сотнями строили по стране мечети и храмы «шаговой доступности» и т. д. За годы относительного благополучия в РФ так и не были созданы десятки высокотехнологичных производств, призванных обеспечить наш технологический суверенитет. И никто так до сих пор и не понес наказания за это», — отметил Котков.

Аналитик привел в пример ситуацию с созданием тяжелого российского дрона «Охотник», работы по запуску которого в серию были активизированы в 2022-м, после начала СВО.

«Его внедрение в производство до сих пор идет медленно, главная проблема — отсутствие в РФ производства микросхем и чипов. России нужно немедленно повторять опыт Великой Отечественной, когда новые виды вооружений создавались и внедрялись в производство за считанные месяцы. Так, в 1941-м возникла острая потребность в массовом производстве пистолетов-пулеметов, а уже поздней осенью того же года в СССР начался массовый выпуск ППШ. У Советской армии поначалу не было противотанковых ружей, но к осени того же 1941-го сразу два варианта таких ружей были запущены в производство. У нас же из-за деиндустриализации такие процессы по-прежнему идут крайне медленно. Свою роль играет и сверхцентрализованная, негибкая вертикаль принятия решений», — указал Котков.     

Китай же ведет свою игру, стараясь «угодить и нашим, и вашим», продолжил он.

«Пекин никогда не отказывался от контактов с Киевом и никогда не признавал Крым в составе РФ. Скорее всего, он никогда не признает и наши новые территории, вошедшие в состав России в 2022-м. С одной стороны, Китай заявляет, что он дружественно-нейтрален по отношению к РФ, с другой — из-за влияния санкций США ситуация с взаимными платежами неуклонно ухудшается, появились так называемые «чистый» и «грязный» юань. Причем последний тщательно отслеживают на Западе и отказываются с ним работать, — отметил он. — Усиление России Китаю совсем не на руку, мы ему нужны как страна-поставщик дешевых энергоресурсов, которая будет полностью от него зависеть в передовых сферах экономики. Индустриализация России китайцам тоже не нужна, они хотят развивать только свое производство. Поэтому ограничение экспорта БПЛА и комплектующих — очень прагматичный шаг, способный нанести ущерб России».  

Возможные выходы для нас — срочно начать закупку у КНР «впрок» дронов и их комплектующих либо договориться с Пекином о размещении производств на нашей территории.

«Я уверен: китайцы не будут у нас ничего размещать, это напрасные надежды. Проблема в том, что в их глазах мы все равно выглядим токсично. Их логика проста: если вам не нравится режим в соседней стране, не признавайте его. В 2014-м мы могли не признавать режим Порошенко, а в 2019-м — режим Зеленского. Но мы сначала все это сделали, а потом в 2022-м начали СВО. В глазах Китая это все равно выглядит как нападение на суверенную страну — несмотря на АТО, обстрелы Донбасса и прочие веские причины. Нынешнюю ситуацию в Пекине видят как результат нашей непоследовательной политики», — пояснил Котков.

Нам необходимо срочно форсировать создание своих производств, чтобы не быть зависимыми от других стран в критически важных сферах, говорит он.

«Пекин не раз давал понять — он не желает из-за нас попадать под вторичные санкции Запада и никаких производств здесь он размещать не будет. Это видно даже по автомобильной промышленности, где китайцы предпочитают дорого продавать нам свои готовые машины, а не собирать их у нас. Нам давно пора понять — никаких союзников, кроме армии и флота, у нас нет. А «дружественно-нейтральные страны» все равно будут блюсти свою выгоду. Если КНР сочтет, что ей выгодно временное перемирие между РФ и Украиной, она будет действовать соответственно. Например, подталкивая Москву к перемирию путем ограничения поставок дронов».

Все это, говорит Котков, — результат непродуманной внешней политики РФ, в основе которой лежат ложные ситуативные решения.

«А закупать дроны и комплектующие «впрок» у Китая непродуктивно. Проблемы с этим могут возникнуть уже сейчас, еще до вступления запрета в силу. Нужно создавать собственную базу по производству БПЛА. Это не только такие заводы, как в Елабуге, это целые производственные цепочки — заводы по выпуску микросхем, специальных пластмасс, литий-ионных батарей, обработке редкоземельных металлов и т. д. Все это нужно делать в кратчайшие сроки, а не «ждать у моря погоды». Если даже нам удастся закупить у КНР сотни тысяч дронов «впрок», они все равно быстро закончатся, это же «расходники» в условиях СВО», — заключил эксперт.