УПЦ на Украине запретят, но не сразу
Василий Таран

УПЦ на Украине запретят, но не сразу

Банковая предпочтет «варить лягушку медленно»

Накануне президент Украины Владимир Зеленский заявил о подготовке «решения, призванного укрепить украинскую духовную независимость». Многие восприняли это как сигнал о скором законодательном запрете Украинской Православной Церкви на территории страны. Политолог Богдан Безпалько считает, что Киев все же не решится на этот шаг и ограничится полумерами.

Вскоре после заявления Зеленского руководство заповедника «Киево-Печерская лавра» потребовало от монахов УПЦ освободить часовню на территории Лавры, которую те до сих пор занимают. Как считают эксперты, Киев вплотную подошел к принятию решения о полном запрете канонической Украинской православной церкви. Зеленский и его шайка уже давно пытаются сделать этот шаг, но до сих пор опасения социального взрыва заставляли Банковую повременить.  

В Верховной раде еще с января 2023-го зарегистрирован законопроект, предполагающий полный запрет УПЦ. Его инициатором стал сам Зеленский. 19 октября 2023-го Рада поддержала документ в первом чтении, но на этом все застопорилось. Позже, в мае и июле 2024-го, депутаты-нацисты из партии экс-президента Порошенко «Европейская солидарность» блокировали трибуну Рады с требованием рассмотреть проект о запрете УПЦ. Они вывесили плакаты с обвинениями УПЦ в «агентурной работе на спецслужбы РФ».

Именно Петр Порошенко в бытность главой государства спровоцировал церковный раскол на Украине, добившись автокефалии для местной структуры, которая после получения томоса трансформировалась в Православную Церковь Украины (ПЦУ). Тормозила принятие законопроекта правящая «Слуга народа», тем самым транслируя сомнения Банковой в своевременности решения. США и Европа прямо не поддерживают запрет УПЦ — обществам западных стран будет сложно объяснить, почему Киев вдруг решил бороться с православием. Экс-помощник госсекретаря США при Трампе Роберт Дестро даже назвал это «вопиющим нарушением прав человека, которое объявляет войну лояльным украинцам».

Есть проблемы и с конституционностью запрета УПЦ. Украина, по Конституции, — светское государство, и ее власти не могут вмешиваться в дела церкви. А статья Основного закона № 35 гласит: «Каждый имеет право на свободу мировоззрения и вероисповедания. Обеспечение прав и свобод человека — главная обязанность государства». То есть, запрет УПЦ потребует как минимум изменения Конституции Украины. 

Как считает член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдан Безпалько, УПЦ на Украине обязательно запретят, но не сейчас.

«Я допускаю, что в ближайшее время Рада примет какие-то законопроекты, которые еще сильнее ухудшат положение Русской Православной Церкви на Украине (сейчас уже стоит называть ее именно так). Ведь УПЦ или УПЦ МП — это просто «фиговый листок». Скорее всего, полностью запрещена она не будет, так как это будет иметь огромный резонанс не только на самой Украине, но и во всем мире. Хотя полностью исключать такую возможность тоже нельзя», — говорит эксперт.

Полный или частичный запрет УПЦ еще больше осложнит положение ее служителей на Украине, указал он.

«Думаю, большинство из них в нынешних условиях с удовольствием сбежали бы в Россию и вообще куда глаза глядят. Но технически сделать это проблематично: нелегально перебраться через границу сложно и смертельно опасно, официально выехать за пределы Украины мешает запрет на выезд мужчин. У многих монахов и священников сегодня просто отсутствуют средства на это. Часть из них просто не готова бросать ради этого свои дома и квартиры, мебель, хватать в охапку детей и ехать «в никуда», — указал эксперт. — Сейчас в Россию украинцы могут попасть только через пункт пропуска в Шереметьево. А на этом КПП, насколько я знаю, могут просто не пустить человека в страну при наличии у него паспорта Украины. Так что даже в самом плохом случае бежать с Украины готовы немногие священнослужители».

Что касается раскола в украинском обществе в случае запрета УПЦ, то какая-то часть верующих там будет сопротивляться, но власть их очень быстро задавит, считает Безпалько.

«А в сопротивление запрету со стороны местного духовенства я и вовсе не верю. Иерархи УПЦ всегда переживали в основном за свое положение, финансы и власть. Они очень надеялись встроиться в новую государственную систему Украины на правах некоей автономии. Поэтому они постоянно заявляли о своей лояльности режимам Порошенко и Зеленского, добровольно отказались от официальной принадлежности Московскому патриархату и т. д.», — говорит аналитик.

Безпалько напомнил о судьбе украинского журналиста Дмитрия Скворцова, которому грозит тюремный срок в 20 лет. Официально его обвиняют в госизмене, но реально его наказывают за то, что он активно освещал стремление УПЦ прильнуть к нацистской власти и постоянно ссорился с пресс-службой Церкви.      

«Говоря о возможной мировой реакции на запрет УПЦ, я, конечно же, не имею в виду таких персонажей, как Роберт Амстердам. Он — всего лишь канадский адвокат, и его реакция не волнует Банковую. В последние годы на Украине спокойно убивали адвокатов, и общественное возмущение никого не останавливало. Но в мире существует огромное православное сообщество, и вот его мнение Киеву приходится учитывать. Поэтому в случае с запретом УПЦ режим Зеленского будет «варить лягушку на медленном огне». Но в конечном счете она все равно будет сварена, расчленена и выброшена на помойку», — заключил политолог.