Борьба за власть в Тбилиси
Мария Рузанова

Борьба за власть в Тбилиси

Грузия в ожидании «жарких» выборов

Если иные постсоветские страны продолжают мечтать, чтобы США и ЕС посадили их на короткий поводок, Грузия, понаблюдав за тем, как «хозяева» используют своих новых (да и старых) «питомцев», решила играть в свою игру.

В июне 2024 г. в Грузии окончательно был утверждён «Закон о прозрачности иностранного влияния». Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе назвал принятие этого закона победой над недоброжелателями. «С принятием закона о прозрачности выиграла только Грузия, ее суверенитет и ее безопасность, поэтому с принятием этого закона были побеждены только недоброжелатели нашей страны, это можно сказать однозначно», — сказал он.

Президент Зурабишвили, сама иноагент, заявила, что закон якобы противоречит европейским стандартам и является препятствием на европейском пути Тбилиси. Пресс-секретарь Госдепа Нед Прайс назвал законопроект «вдохновленным Кремлем». Министр иностранных дел страны Эстонии Маргус Цахкна пригрозил, что Грузия потеряет возможность стать членом Евросоюза. Критика сыпалась на Тбилиси со всех сторон евроатлантического лагеря вместе с угрозами пересмотреть отношения с республикой.

К счастью, правящая партия Грузии «Грузинская мечта» (ГМ) при поддержке большинства граждан оценила суверенитет своей страны выше предлагаемых «плюшек» западных «доброжелателей». Первый раунд атак ГМ выстояла, но не за горами раунд второй — парламентские выборы, которые пройдут 26 октября. Правящая партия Грузии решительно настроена не идти ни на какие компромиссы с США и сохранить свою позицию неизменной.

Взаимопонимание с нынешними властями Грузии у США в данный момент близко к нулю. Вместе с тем, упускать республику из сферы своего влияния Запад не собирается.

9-11 августа 2024 г. Тбилиси посетила двухпартийная делегация из США во главе с сенатором-демократом Джин Шахин и главой комитета Палаты представителей по разведке республиканцем Майком Тернером. По официальной версии, представители Конгресса прибыли для упрочения связей с Грузией.


По замыслу американских «засланцев», гвоздем программы должна была стать встреча с основателем и почетным председателем партии ГМ, миллиардером Бидзиной Иванишвили. Но тот отказался общаться с представителями Конгресса еще на этапе планирования программы их визита в Грузию.

Джин Шахин призналась, что им это было неприятно. «Исходя из того, что мы здесь слышали, он — главное лицо, принимающее решения в стране, и обидно, что он отказался с нами встретиться», — сказала она. В итоге они встретились с премьер-министром Кобахидзе, который, согласно грузинской Конституции, является первым лицом страны.

«Для меня печально, часто проводятся встречи, я лично несколько дней назад встречался с этими людьми, сенатором и конгрессменом, но разговоры остаются разговорами. Мы очень четко сказали нашим коллегам, как мы видим перезагрузку грузино-американских отношений. Для этого, прежде всего, важно и необходимо, чтобы в ближайший год мы не увидели таких процессов, какие мы видели последние четыре года, например, то, что делала бывший американский посол. … Перезагрузка отношений требует справедливого, правильного и здорового подхода. Шаги с нашей стороны предприняты, мы находимся в режиме ожидания, ждем ответных шагов со стороны наших американских коллег», — поделился своими впечатлениями от этой встречи Ираклий Кобахидзе.


«Премьер-министр не сделал никаких предложений о том, что он и его администрация готовы предпринять для улучшения отношений с США», — подвела итоги переговоров госпожа Шахин. Она возмутилась прозвучавшими от Ираклия Кобахидзе обвинениями Вашингтона в попытках устроить в Грузии государственный переворот.

Однако то, что американское руководство готовит смену власти в стране, полагаясь на своих старых союзников из самой крупной оппозиционной партии «Единое национальное движение» (ЕНД) Михаила Саакашвили ,говорит даже выбор послов США в Грузию.

Кобахидзе не зря упомянул бывшего посла Келли Дегнан. Члены грузинского движения «Сила народа» открыто обвиняли ее в том, что именно Дегнан стоит за провокациями радикальной грузинской оппозиции и финансирует ее.

По словам лидеров движения, после начала СВО на Украине бывший уже посол США встречалась с основателем ГМ Бидзиной Иванишвили и требовала от него, чтобы Грузия открыла второй фронт. И хотя посол пыталась опровергнуть эти обвинения, Иванишвили подтвердил информацию о том, что встречался с послом США после начала событий на Украине, и что Грузию действительно пытаются втянуть в войну определенные силы.

В 2023 г. Келли Дегнан сменила новый посол Робин Данниган. Вот что заявляли по этому поводу члены вышеупомянутого общественного движения: «Уход Келли Дегнан из Грузии вызвал всеобщую радость в грузинском обществе. Появилась надежда, что хоть сейчас страна успокоится и грузино-американские отношения снова наладятся. Однако радость может оказаться преждевременной, на что указывают биографии нового посла и его заместителя».

Биографии как нового, так и предыдущего посла Грузии указывают на то, что обе являются «воспитанницами» Виктории Нуланд. А это та дама, которая отвечала за запуск Майдана на Украине и раздавала хлебобулочные изделия, выражая таким способом поддержку «справедливой» борьбы украинского народа за «демократию». Она же в свое время была самым активным лоббистом экс-президента Грузии Михаила Саакашвили.

Новый же посол в Грузии Робин Данниган, по некоторым сведениям, принимала непосредственное участие в организации Майдана в Киеве. У нее тесные отношения не только с Нуланд, но и с руководителем офиса президента Украины Андреем Ермаком и лидером фракции «Слуга народа» Давидом Арахамией. Так что недовольство премьер-министра Кобахидзе вмешательством США в политические процессы Грузии вполне обосновано, а возмущения сенатора Шахин — поддельные.

Итак, перезагрузка отношений Грузии с США и Евросоюзом, если выборы в октябре выиграет нынешняя правящая партия, Западом не представляется возможной, особенно учитывая, что последние несколько лет Грузия идет на сближение с Китаем и Россией. Соответственно, США попытаются, как они это обычно практикуют, «перезагрузить» саму грузинскую власть, т. е. попробуют сменить ее на оппозицию.

В преддверии парламентских выборов международный центр исследования общественного мнения GORBI провел опрос (с 24 июля по 4 августа 2024 г.), согласно которому большая часть населения Грузии поддерживает «Грузинскую мечту». Отвечая на вопрос, за кого бы они проголосовали, если бы выборы проводились на текущей неделе, 59,3% респондентов выбрали ГМ, 13,1% — крупнейшую оппозиционную партию «Единое национальное движение» и «Стратегии Агмашенебели» (бывшую правящую партию).

Оппозиция, поддерживаемая США, конечно, будет биться до конца. «Деструктивная оппозиция рвется к власти, они 12 лет мечтают о реванше. Хотя прекрасно понимают, что в лучшем случае могут рассчитывать максимум на 25% голосов», - отметил эксперт Финансового университета Шота Апхаидзе. Он уверен, что Запад подталкивает грузинскую оппозицию к более радикальным шагам, и угроза госпереворота — вполне реальная перспектива.

Борьба за власть в Грузии этой осенью обещает быть неспокойной. Ждем «жаркий» октябрь в Тбилиси и наблюдаем, как «Грузинская мечта» будет держать удар во втором раунде борьбы за свою страну.