Позитивные трансформации русского рэпа
Этим летом мне довелось стать свидетелем интересной сцены: выступая перед медийщиками, один из государственных чиновников достаточно высокого уровня патетически произнёс: «Нас вот часто ругают, что на каждом серьезном мероприятии выступает Shaman, Ярослав Дронов. Ну а что поделать, если кроме него больше нет хороших патриотических исполнителей?».
Говорил он это искренне, и тем самым обозначил проблему — люди, которые в органах власти отвечают за контакт между обществом и государством в контексте культурной составляющей, откровенно недорабатывают. Собирают справки и аналитику лениво, не изучают, что на самом деле происходит «в поле». Или же включают такую жёсткую внутреннюю цензуру, что в итоге до больших мероприятий, которые потом по ТВ показывают в масштабах всей страны, доходят только Газманов, Маршал, Долина, Цыганова и тот самый заповедный Shaman.
Не стану критиковать никого из перечисленных артистов, у каждого из них есть своя благодарная аудитория. Минусы тоже есть, как и у каждого живущего на этой бренной планете человека.
Но с точки зрения охвата всех возрастных и социальных слоёв общества этого явно недостаточно. Ведь большая часть из тех, кто сейчас «в пуле», выступает с конца 80-х гг. прошлого века. А значит — они нацелены на возрастную группу 50+. Все, кроме Ярослава Дронова, который «цепляет» подростков. Бывают, конечно, замечательные произведения, которые пробиваются и в другие поколения (вот хотя бы песня Александра Маршала и Олега Газманова «Мама-Родина»). Но если задать вопрос: «А получилось ли достучаться с нужным посылом до всех?», то ответить на него придётся отрицательно. Увы.
Именно поэтому необходимо обращать внимание на более широкий ряд исполнителей. На творцов, которые создают свои песни не для того, чтобы заработать, а потому что не могут не писать. Таких талантливых и ярких людей много. Уже не раз на «Сегодня.Ру» выходили материалы о группе «Куба», многие толковые музыканты ушли на фронт: Александр Крамаренко («День Триффидов»), Дмитрий Мулыгин (проект «Порода»), Павел Великодный (группа «Идеальный мир»), Дмитрий Вязов (группа «Kомната Sмеха»). Все они не избалованы многотысячными армиями фанатов и наличием маститых продюсеров. А между тем, после передовой они точно могли бы спеть так, чтобы людям понравилось и запомнилось.
Но самым недооцененным со стороны государства ресурсом на данный момент остается русский рэп. В первую очередь потому, что именно эта музыка является лучшим коммуникатором с молодыми, решительными, деятельными людьми. В начале этого материала есть фото. Это Артём Лещук (Саграда) из группы «Соль Земли», группа «25/17» (Андрей Позднухов и Антон Завьялов) и рок-бард Бранимир. Они прибыли в Донбасс, чтобы выступить перед бойцами из «околофутбольного» подразделения «Эспаньола».
Это лучшая иллюстрация того, что парадоксальным образом именно русский рэп оказался той музыкой, которая эффективнее всего резонирует с пульсом времени.
Вместо тысячи теорий приведу практическую историю: у меня был студент, который после получения диплома бакалавра ушёл добровольцем в ополчение. Во многом он сделал это под влиянием ранних песен «Саграды». Потом Артём Лещук приехал выступать в Донецк на организованный Прилепиным «Лава-фест», мать студента-ополченца пришла, чтобы взять автограф для сына, который в то время был на линии боевого соприкосновения. Эта ситуация попала в песню и стала историей:
Я не забуду никогда небо Донецка.
Это история из детства – как царь искал Младенца.
Сейчас, как и тогда – на царстве иудей,
И наши города хоронят своих детей.
Мужество этих дней завтра станет легендой.
Это как Троя, как Спарта и Микены
Я вместе с вами – это моё предназначение
Мать со слезами брала автограф сыну в ополчение
Именно поэтому патриотический русский рэп стал верным спутником многих бойцов, поселился в их наушниках и сердцах. Потому что те, кто пишут эти тексты, живут в таких же городах, как и мы, ходят по тем же улицам, передвигаются на автобусах и в метро. Это чувствуется в каждой строчке и принимается слушателями с благодарностью.
Нужно понимать, что в данный момент русский рэп продолжает оставаться глубоким андеграундом, «музыкой для посвященных». Например, один из самых популярных коллективов в этом сегменте, уже упомянутые «25/17», в Воронеже набирают зал на пару тысяч человек (многие из которых ещё и специально приезжают из других областей). Для города-миллионника это меньше 1%. А что слушают остальные 99%? (В этом месте очень хочется поставить издевательский смайлик). В Москве ребята уверенно собирают «ВТБ-Арену» (максимальная вместимость — 33 тыс. человек), и это очень хорошо. Но в многомиллионной столице, согласитесь, это тоже не самый высокий показатель.
Именно поэтому мне откровенно непонятно, почему так редко и мало русский рэп включают в большие ротации, берут в саундтреки к фильмам, говорят о нём в эфирах популярных телепрограмм. Ведь оцените, как остроумно:
И меня мачеха за волосы таскать пыталася,
вот дался тебе этот план Далласа?
А я побрил голову, и что дальше?
Улыбаемся и машем,
стягом со Спасом машем.
Это строчки из песни «Пропаганда» («25/17»). Лучше бы такие куплеты напевали подростки, вместо Инстасамки или Бузовой.
Понимаю, что кто-то может сказать: «Ну, как можно? Это же криминальная культура черного гетто, нам с ней не по пути» и т.д. А с похабными сериалами и откровенно безвкусными песенными конкурсами на всех каналах — по пути нам? (И здесь снова смайлик).
Но, нужно отметить, что в отличие от многих других представителей музыкального цеха, русские рэперы друг дружку часто поддерживают и тянут вверх, делятся аудиторией, записывая совместные песни и благодаря этому постоянно расширяют рубежи.
Хороший пример тому — недавний альбом Акима Апачева «Полковник Свет», записанный в соавторстве с большим количеством коллег из самых разных городов России.
Вот посмотрите на припев к совместному треку с Дигорой:
Чавкает слякотью морок полей
Дремлет икона в подсумке с гранатой
И в полумраке уставших ветвей
Режем круги незалежного ада
На западном фронте без перемен
Правим клинки под образами
К Богу, с молитвой, навскидку, с колен
Патрон в магазин тремя перстами
По-моему, это просто роскошно. Такие рифмы и биты легко ложатся на жизнь в ДНР или в любом военном городке России, где живут не «полуэльфы» из песен Саграды, а обычные, нормальные «ватные» люди.
Для них, собственно, и написаны песни вроде «Братьев по оружию»:
...И наши две восставшие шахтёрские планеты
Открытый русский космос. Звёздный сектор «Новороссия»
Там нас накрыли грозы, но мы там своих не бросили
Мы отбивали их, вгрызаясь в эти степи, но
Нас убивали. Нас взрывали, как Прилепина!
Сдвинуты кровью смазанные жернова истории
И сказаны Христу слова солдатами в претории
Пора за дело браться и брататься неуклюже
Все мы тут — братья по оружию!
Пойдем я покажу тебе свой Русский Мир
Где совоокая Афина стелет кружево
Там где Империя восходит, горит Фронтир
Пойдем туда, где братья по оружию!
Это, конечно, субъективное мнение, но почему-то кажется, что при хорошем, широком распространении таким песням люди верили бы и слушали их с удовольствием.
И сделать это ещё не поздно — правильно популяризировать, раскрутить эту нужную и своевременную субкультуру. Вытеснить с её помощью огромный пласт безвкусных и откровенно вредных продуктов, смыть их в скибиди-сортир. Это в разрезе государственной политики.
А в плоскости обычной человеческой жизни: если раньше вы не сталкивались с музыкальными материалами из этой статьи — не поленитесь, послушайте. Как минимум, узнаете много интересного. А может быть, найдете этому практическое применение. Оно, поверьте, есть.
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках