Ограничения поставок редких металлов — лишь первый шаг
Накануне президент Владимир Путин предложил правительству подумать над «определенными ограничениями» поставок никеля, урана, титана и других позиций на внешний рынок. Как считает политолог, профессор СПбГУ Станислав Ткаченко, это стало сигналом к изменению общей торговой политики РФ.
«Российским властям стоит подумать об определенных ограничениях на поставки за рубеж урана, титана или никеля в условиях, когда другие страны ограничивают поток товаров в РФ, — сказал президент на совещании с правительством. — Себе во вред только ничего не нужно делать».
Весной 2024-го США запретили импорт российских урана, алюминия, меди и никеля — с целью «укрепить энергетическую и экономическую безопасность США». Запрет действует до 2040-го, но до января 2028-го Минэнерго США сможет выдавать разрешения на импорт российского урана, «если нет других источников поставок». Россия является лидером среди иностранных поставщиков обогащенного урана в США (примерно 20% сырья для топлива в американских АЭС) и от этих поставок получает около 1 млрд долларов ежегодно.
На Россию также приходится около 9% мирового производства никеля, 5% алюминия и 4% меди. В 2023 году США ввели заградительные пошлины на эти металлы, весной 2024-го их импорт полностью запретили. Россия также является крупным производителем титана. Он используется в авиационных двигателях и шасси для больших самолетов. Крупнейший производитель титана «ВСМПО-Ависма» не попал под антироссийские санкции Запада.
По данным The Washington Post, с февраля 2022-го западные компании закупили российского титана на «сотни миллионов долларов». Это показывает, что Запад остается зависимым от Москвы в некоторых товарах. «Россия может перекрыть поток этих материалов и оставить компании, имеющие ключевое значение для национальной обороны и гражданской авиации, в тяжелом положении», — заявил директор по исследованиям ImportGenius Уильям Джордж.
Профессор СПбГУ, член «Валдайского клуба» Станислав Ткаченко считает, что ни о каком эмбарго речи не идет.
«В данном случае основной мотив России и ее лидера — перехватить инициативу в санкционной войне. Начиная с 2014-го, коллективный Запад регулярно накладывал на нас все новые санкции, мы от них кое-как уворачивались, но достойного ответа на них у нас не находилось. Понятно, что у такой политики есть серьезные имиджевые издержки. Решение взять инициативу в свои руки — часть общей активизации внешней политики РФ, стремления сделать ее более проактивной, «играть первую скрипку» в антизападном движении, управлять политическими процессами и т. д.», — указал Ткаченко.
Что касается трех групп экспортных товаров, названных Путиным, то введение запрета на их экспорт в недружественные страны допустимо в разной степени.
«Поставки российского урана на рынки Европы и США, конечно, значительны. Но в последние пять лет «Росатом» развил бурную активность по части создания малых АЭС, а также по созданию крупных АЭС нового типа в Египте, Индии, Турции и Бангладеш. Поэтому нам есть, куда перенаправлять свой уран, и это станет неприятной новостью для Запада. С уходом России с западного рынка многим странам ЕС придется покупать низкообогащенный уран для АЭС у США или Франции. Это будет дороже и вынудит покупателей менять логистику», — говорит Ткаченко.
По двум другим товарным группам ситуация более сложная и менее прогнозируемая, продолжил он.
«Ни по титану, ни по никелю Россия не является крупнейшим в мире производителем. Наша доля мирового рынка по титану — около 10%, а по никелю и того меньше. Если мы реально ограничим поставки этих металлов на Запад, рынок как-то на это отреагирует, но отрицательный эффект от нашего ухода с рынка будет нейтрализован относительно быстро, — указал Ткаченко. — Здесь вопрос к нашему правительству, насколько гибко оно будет вести ограничительную политику. Президент же не приказал ввести эмбарго на поставку этих металлов, а призвал министров «подумать». Думаю, по урану мы реально предпримем какие-то шаги, а вот по титану и никелю придумать что-то будет трудно».
Ткаченко напомнил: никель — это полностью биржевой товар, он продается и по бумажным, и по «металлическим» контрактам.
«Поэтому отказ России от прямых поставок никеля недружественным странам приведет к тому, что он все равно будет продаваться им же, но через «третьи руки» в Азии или где-то еще. Наш титан до сих поставляется крупнейшим мировым аэропроизводителям — «Боингу» и «Эйрбасу». При ограничении наших поставок эти мэйджоры постараются как можно быстрее заместить их при помощи других продавцов — например, Казахстана. То есть, мы рискуем просто отдать свою долю рынка конкурентам, — говорит Ткаченко. — Тут, как говорится, «дьявол в деталях». С одной стороны, у нас высокий политический мотив: мы хотим выглядеть лидерами, влиять мировыми процессами. Но на деле, если какие-то достижения по этой части у нас и будут, они будут не слишком заметны».
По словам политолога, с точки зрения президента это сигнал к началу разработки некой гибкой программы ограничения поставок из РФ на Запад.
«В целом, мы меняем общий характер наших отношений с недружественными государствами. Мы переходим от долгосрочных контрактов либо к биржевой торговле, либо к более краткосрочным договорам, которые легче разрывать, диктовать по ним свои условия и т. д.», — заключил Станислав Ткаченко.
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках