Восстановление справедливости
Артем Ольхин

Восстановление справедливости

Как Донбасс возвращался домой

Начнём с жизненной истории. Один из моих знакомых в 2022 г. принял решение переехать жить в Донецк. Отвечая на частые вопросы людей с «большой земли» (так в ДНР и ЛНР называют те территории России, которым посчастливилось не отпадать от Родины на крутых поворотах), почему вместо Ростова или Москвы он выбирает опасный, обстреливаемый регион, говорил: «А что, разве неинтересно пожить в точке, вокруг которой сейчас крутится весь мир?».

И это действительно так. Именно то, что происходит вокруг Донецка и Луганска, часто заставляет меняться мировые тренды. А вместе Крым, ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области стали однозначным проверочным фактором: как человек относится к факту возвращения этих территорий в состав России, такое у него и мировоззрение.

30 сентября, когда «Референдум-2022» был уже проведен, президент России Владимир Путин на церемонии воссоединения произнёс очень правильную, исторически выверенную речь. В ней особенно подчёркивались именно неизбежные предпосылки возвращения всего, что было утеряно: «За выбором миллионов жителей в Донецкой и Луганской народных республиках, в Запорожской и Херсонской областях — наша общая судьба и тысячелетняя история. Эту духовную связь люди передавали своим детям и внукам. Несмотря на все испытания, пронесли через года любовь к России. И это чувство никто не может в нас уничтожить. Вот почему и старшие поколения, и молодёжь, те, кто родился уже после трагедии распада Советского Союза, голосовали за наше единство, за наше общее будущее. В 1991 году в Беловежской пуще, не спрашивая волю рядовых граждан, представители партийных тогдашних элит приняли решение о развале СССР, и люди в одночасье оказались оторванными от своей Родины. Это по живому разорвало, расчленило нашу народную общность, обернулось национальной катастрофой. Как когда-то после революции кулуарно нарезали границы союзных республик, так и последние руководители Советского Союза вопреки прямому волеизъявлению большинства людей на референдуме 1991 года развалили нашу великую страну, поставили народы просто перед фактом. Допускаю, что они даже до конца не понимали, что делают и к каким последствиям это неизбежно в конце концов приведёт».

И это действительно так. По сути, в ДНР и ЛНР люди ещё во время референдума 11 мая 2014 г. недоумевали: почему нет вопроса о присоединении к РФ? Ведь мы затевали Русскую Весну не для того, чтобы создать два отдельных от Украины государственных образования. С самого начала лозунг был понятный и простой: «Россия!».


К сентябрю 2022 г., конечно, люди были уже во всех смыслах «стреляные». И в первую очередь воспринимали происходящее именно как возможность завершить начатое, оказаться, наконец, в составе своей большой страны без всяких там «наша молодая и независимая республика» — эта риторика всегда воспринималась ущербно и фальшиво.

Голосование проводилось в пятидневный период — никто не хотел подарить ВСУ возможность вести огонь по очередям, собравшимся у участков проведения референдума. А опыт 2014 г. говорил, что скопления людей обязательно будут, если проводить всё в короткий срок времени.

Журналисты все эти дни утром и вечером приходили в пресс-центр, освещавший проведение референдума, брали свежие данные, ездили на участки, посетить которые было безопасно. В воздухе были разлиты торжество и спокойная уверенность: «Теперь всё точно будет нормально». Была, конечно, опасность обстрела города вообще и пресс-центра в частности, и мы это понимали. Но это как раз давало ощущение максимальной честности всего происходящего.

Поэтому позже, когда украинские и западные СМИ стали массово писать о «референдуме, проведенном под дулами автоматов», они, как правило, забывали упомянуть одно обстоятельство — это были украинские автоматы, пушки и РСЗО. Именно они угрожали жителям Донецка, когда те делали сознательный выбор и голосовали за возвращение Донбасса в состав России.

В итоге Донецкая Народная Республика на вопрос «Вы за вхождение в состав Российской Федерации на правах субъекта Российской Федерации?» ответила утвердительно (99,23%). В Луганской Народной Республике за воссоединение с Россией жители отдали 98,42% голосов, в Запорожской области — 93,11%, а в Херсонской — 87,05%. Результаты более чем убедительные.

Потом, когда в Кремле на церемонии подписания договоров о принятии в состав РФ выступал Путин, многих наверняка согрели его слова о том, что все эти годы и жертвы оказались не напрасны, что наши усилия видели и ждали подходящего момента: «Здесь, в Новороссии, сражались Румянцев, Суворов и Ушаков, основывали новые города Екатерина II и Потёмкин. Здесь стояли насмерть наши деды и прадеды во время Великой Отечественной войны. Мы всегда будем помнить героев «Русской Весны», тех, кто не смирился в 2014 году с неонацистским государственным переворотом на Украине, всех, кто погиб за право говорить на родном языке, сохранять свою культуру, традиции, веру, за право жить. Это воины Донбасса, мученики «одесской Хатыни», жертвы бесчеловечных терактов, устроенных киевским режимом. Это добровольцы и ополченцы, это мирные жители, дети, женщины, старики, русские, украинцы, люди самых разных национальностей. Это настоящий народный лидер Донецка Александр Захарченко, это боевые командиры Арсен Павлов и Владимир Жога, Ольга Качура и Алексей Мозговой, это прокурор Луганской Республики Сергей Горенко».


Для нас, жителей Донецка, это не было «протокольной речью». Мы понимали, что это на самом деле констатация нашей победы. Мы смогли добиться своего. Сквозь предательство и насмешки, сквозь испытания, лишения и кровь прошёл народ Донбасса, чтобы иметь право поднять русский флаг у себя дома.

Закончить хотелось бы ещё одной историей из жизни. Так уж вышло, что большинство анекдотов и шуток, связанных с Украиной, оказались пророческими. Вот в 2014 г. многие любили такую: Порошенко звонит Путину и заявляет ему: «Мы обязательно вернём Крым». Путин на это отвечает: «Крым вы уже вернули. Теперь нужно вернуть всё остальное».