Война в воздухе второй век усложняется
Максим Кустов

Война в воздухе второй век усложняется

Что придумают вместо аркана для ловли дронов?

В современных войнах, как известно, всё более и более заметную роль играет беспилотная авиация. Совершенствуются сами дроны и способы их применения. И средства борьбы с беспилотниками тоже усиленно разрабатываются, идет постоянное соревнование конструкторов, изобретателей и рационализаторов.

Используются против дронов средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ), зенитные ракетные комплексы (ЗРК) и многое другое. Можно лишь предполагать, какие способы использования беспилотников и борьбы с ними будут использоваться через несколько лет.

Нечто похожее происходило 110 лет назад, в небе Первой мировой войны. В 1914 г., когда она начиналась, на аэропланах не было встроенного бортового оружия. Лишь в 1915 г. были придуманы способы надежной установки пулемета на воздушном корабле. Но в начале той войны самолеты были практически безоружными. Приходилось вести постоянный поиск способов борьбы с неприятельской авиацией.

Предпринимались попытки обстрела неприятельской воздушной машины из карабинов, винтовок и револьверов, но они обычно были крайне неэффективными. Создавались самые экзотические способы поражения вражеских аэропланов. Рекомендовалось, например, «заметив самолет противника, полететь к нему навстречу и, пролетая над ним, сбросить на него снаряд сверху».

«Снарядом» при этом могли служить дротики, гири или просто бруски металла, которыми старались повредить самолет или убить летчика. Рационализаторы «усовершенствовали» этот способ и предлагали ставить свою машину над неприятельской и поражать летчика грузом на тросе длиной в несколько десятков метров. На самолет противника пытались набросить аркан или «кошку» с целью остановить работу пропеллера. Иногда к «кошке» прикрепляли дымовые или динамитные шашки. Практиковалось принуждение противника к посадке. При этом старались либо загнать его слишком высоко, чтобы у него замерз двигатель, либо, наоборот, прижать противника к земле, чтобы лишить его возможности маневрировать. Предлагалось также «искусным маневром вблизи летящего самолета образовать воздушные вихри, грозящие ему катастрофой».

Для этого следовало подлететь как можно ближе, а потом развернуться на 180 градусов. Расчет был на то, что вражеский аэроплан «свалится» в штопор. Но при всем разнообразии таких экзотических приемов воздушного боя пользы от них было немного. Нужен был эффективный способ борьбы в воздухе.

Штабс-капитан Пётр Нестеров на своём самолёте «Моран» в 1914 г. впервые в истории применил воздушный таран против австрийского «Альбатроса». Поднявшись выше неприятельского самолёта, он перешёл в пикирование и своей машиной нанёс удар по нему. Австрийский пилот разбился вместе со своим «Альбатросом». Но погиб и Нестеров.

Воплотить в жизнь его идею — сбить таранным ударом вражеский аэроплан, сохранив свою воздушную машину, в 1915 г. удалось штабс-ротмистру Александру Казакову. Он решил ударить колесами шасси по верхней плоскости вражеской машины. Как и Нестеров, Казаков летел на «Моране». А целью таранной атаки вновь был «Альбатрос».

После удара «Альбатрос» сначала наклонился на один бок, поток воздуха сложил его крылья, и камнем полетел вниз. При таране «Моран» Казакова сломал винт и задний край правого крыла своего самолета. «Моран» с заглохшим мотором спланировал и сел у села Гузов, рядом со своим аэродромом. Правда, при посадке самолет перевернулся. 28 июля 1915 г. за второй в истории авиации таран штабс-ротмистр Казаков был награжден золотым Георгиевским оружием.

Разработанный Нестеровым и Казаковым прием воздушного боя — таран — очень пригодился некоторым советским летчикам в годы Великой Отечественной как средство борьбы в отчаянной ситуации.