На фоне войны на Украине польский социум все больше радикализуется
В Польше этой осенью набирает обороты общественная инициатива под названием «Гражданский патруль». Впервые эта структура проявила себя еще в начале 1980-х гг. прошлого века в борьбе против социалистического правительства ПНР в дни военного положения. Тогда ГП, участвуя в акциях неповиновения, демонстрациях и митингах, всячески пыталась радикализировать противостояние власти и оппозиции, организовывая кровавые стычки с польским милицейским спецназом (Zmotoryzowane oddziały Milicji Obywatelskiej — ZOMO).
Один из самых последовательных, но умеренных польских оппозиционеров тех времен Адам Михник критиковал действия «Гражданского патруля», опасаясь, что его кровавый радикализм ввергнет страну в гражданскую войну.
Современный же влиятельный польский политический обозреватель Аркадиуш Микса говорит: «Сейчас «Гражданский патруль», вооружившись антироссийской риторикой, гоняется по городам за украинскими беженцами. Даже будучи противниками соросовского мультикультурализма и неконтролируемой иммиграции, мы не можем себе позволить скатываться в расовую нетерпимость».
Не исключаю, что история «Гражданского патруля» может завершиться так же, как закончилась в ФРГ история с поджогом лагерей беженцев 20 лет назад, в котором обвинили Национал-демократическую партию Германии. Вот только потом выяснилось, что виновны в поджоге спецслужбы, желавшие дискредитировать НДП.
Кого могут пытаться вывести из игры польские спецслужбы, используя «ГП», как слепую силу? Да кого угодно. Вполне допускаю даже, что среди руководства «Гражданского патруля» могут находиться и представители служб государств, которые заинтересованы в дискредитации польского руководства, если оно займет «неправильную» позицию по тем или иным международным вопросам.
В принципе, подобная радикальная структура — идеальный материал для любой мутной игры. Еще 6-8 лет назад в Польше существовала общественная организация «Сталинград», ухаживавшая за памятниками воинам РККА, выступавшая за добрососедские и взаимоуважительные отношения с Россией. В 2021 г. «Сталинград» был ликвидирован властями после того, как молодчики из «ГП» и других похожих структур, силой помешали «сталинградцам» в восстановлении одного из памятников павшим советским воинам. Ответственность за инцидент была возложена на активистов «Сталинграда».
Многие из маргинализированных участников польских националистических движений за неимением возможности, да и желания (поскольку боязно) выместить свою агрессию на российских гражданах, преследуют беглых украинцев. В тактическом плане такой политической непоследовательности в польской русофобской среде можно бы было только порадоваться. Но рост неофашистских настроений в стратегическом плане очень опасен, о чем и предупреждают наиболее дальновидные из польских политологов. Тем более, что и в РФ имеются некоторые силы, пытающиеся в последнее время эксплуатировать нацистскую эстетику и риторику.
Митинг «Гражданского патруля» польских националистов. Все до боли узнаваемо: и коричневые рубашки, и кожаные загривки, и символы на транспарантах
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках