России необходимо готовиться к «войне вдолгую»
Василий Иваненко

России необходимо готовиться к «войне вдолгую»

И развивать свою индустрию дронов

Как признал накануне главред украинского издания Defense Express Олег Катков, армия РФ теперь может себе позволить запускать ежедневно как минимум 50 «Шахедов» по целям на Украине. Как считает военный эксперт Владимир Евсеев, Россия должна развивать индустрию дронов в расчете не только на СВО.

Россия развернула масштабное производство дронов, а заводы по их выпуску находятся за Уралом и недоступны для имеющихся в распоряжении ВСУ ракет, указал Катков. На Украине недавно подсчитали, что в сентябре 2024-го Россия запустила по украинским целям рекордное число БПЛА-камикадзе типа «Герань-2» — 1339. Российские военные запускали их каждый день, в среднем по 44,6 в сутки. Согласно рапортам ВСУ, которым верить крайне трудно, «были сбиты 1107 беспилотников (83%)».

19 сентября 2024-го президент РФ Владимир Путин провел заседание Военно-промышленной комиссии по вопросу развития БПЛА. В его ходе он сообщил, что в 2023 году Русской Армии было поставлено около 140 тысяч дронов различных типов. «В текущем году выпуск беспилотников планируется увеличить в разы, точнее, практически в 10 раз», — сказал Владимир Путин. Судя по тем жалобам украинского эксперта Каткова, обещания лидера РФ начали исполняться.

Помочь с дронами России могут и ее партнеры. Накануне гендиректор индийской компании — производителя дронов FWDA Сухас Теджасканда рассказал, что Индия может экспортировать в РФ первый собственный беспилотный бомбардировщик 200B. Он полностью разработан в Индии, размах крыла составляет 5 метров, длина — 3,5 метра, максимальная взлетная масса — 102 кг, он способен нести полезную нагрузку в 30 кг.

Как считает директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев, даже если мы обогнали противника в какой-то компоненте, нам не стоит расслабляться.

«Пока рано говорить о каком-то нашем преимуществе над ВСУ в сфере беспилотников. На Украину идут масштабные поставки дронов из нескольких стран. Да и на самой Украине налажено производство дронов как в заводских, так и в кустарных условиях. Киев регулярно наносит по нашей территории массированные удары, задействуя до 150-ти БПЛА единовременно. Часть дронов может запускаться диверсионными группами с территории РФ. Поэтому ни о каком нашем превосходстве в этой сфере речи не идет», — говорит Евсеев.

«Герань-2» — один из многих типов дронов, используемых Русской Армией, продолжил он.

«Мы используем их для ударов на большие расстояния вглубь Украины, «по тылам». А вблизи линии фронта наши дроноводы используют множество типов беспилотников. Самый эффективный — «Ланцет», дальность полета которого была недавно увеличена до 100 км. Есть тяжелые дроны-разведчики типа Zala, несколько видов БПЛА малого радиуса действия и т. д. На этом фоне массовость использования «Гераней-2» не самый показательный момент», — указал аналитик.

Удары «Геранями» по украинским складам, логистическим узлам и ПВД ВСУ в последнее время стали эффективнее, признал Евсеев.

«Сейчас украинская ПВО очень сильно выбита нашими ВКС. Десятки западных комплексов ПВО руководство ВСУ в августе перебросило в Курскую и Сумскую области. Украинцы сильно ослабили свою и без того «дырявую» ПВО ради вторжения в РФ. Это позволило нам кратно поднять эффективность работы по военным целям на Украине, — пояснил Евсеев. — Наши военные научились хорошо работать не только «Геранями», но и «Искандерами», «Кинжалами», крылатыми ракетами и т. д. Сейчас мы используем широкий спектр средств поражения».  

Как бы активно ни развивалась отрасль БПЛА в России, значимого превосходства над ВСУ в этой сфере не предвидится.

«У нас и на Украине разный подход к выпуску дронов. В России налажено крупное промышленное производство нескольких типов БПЛА, оно растет и совершенствуется. А на Украине десятки кустарных производств, выпускающих сотню-другую дронов в месяц, и «отверточная сборка» западных БПЛА. Украинцам удалось добиться массовости производства по принципу "с бору по сосенке"», — указал аналитик.

Ситуация может измениться, если к весне армия РФ выйдет к окраинам Запорожья, считает он. 

«Тогда мы сможем прицельно атаковать цеха по сборке дронов и на заводе „Мотор Сич“, и на других предприятиях ВПК. Если мы будем постепенно освобождать левобережье Днепра от нацистов, то возможности Украины по выпуску БПЛА начнут ослабевать. Часть предприятий окажутся в зоне прямого поражения и перестанут работать. Но поток дронов с Запада под „отверточную сборку“ на Украине вряд ли иссякнет, тут никакого шапкозакидательства быть не должно», — указал Евсеев. 

Нам нужно продолжать наращивать свои возможности в сфере РЭБ и совершенствовать свои возможности уничтожения украинских БПЛА при помощи FPV-дронов.

«У нас уже есть примеры сбития тяжелой украинской «Бабы Яги» нашими небольшими дронами. Также наши военные должны совершенствовать весь спектр средств огневого поражения беспилотников врага. Россия должна готовиться к «войне вдолгую» в сфере дронов, — считает эксперт. — В каких-то локальных зонах мы можем получить превосходство над врагом, но по всей линии фронта это нереально. Запад будет поставлять ВСУ все более совершенные, незаметные и дальнобойные БПЛА, в том числе с ИИ, с ними намного труднее бороться при помощи РЭБ».  

Эта «борьба в воздухе» будет идти, пока не будет закончена СВО, прогнозирует Евсеев.

«И то в случае, если мы безоговорочно победим и освободим всю территорию Украины. Если же часть страны останется под контролем Запада, то борьба будет продолжена и далее. Процесс совершенствования БПЛА и средств РЭБ — он на долгие годы. Дроны смогут использовать против нас страны НАТО, ведь граница с альянсом после присоединения Финляндии удлинилась на тысячу с лишним километров. Не стоит сбрасывать со счетов и Норвегию (с ее территории уже были запуски дронов в Россию), и страны Балтии. Нам стоит готовиться к долгой борьбе, на многие годы. Даже если напряженность в отношениях с Западом снизится, индустрию дронов нужно развивать. Именно на них будет сделана ставка в войнах будущего», — заключил Евсеев.