Ресурсы «Хезболлы» могут иметь ограниченный характер
В ночь с 30 сентября на 1 октября 2024 г. элитная израильская 98-я дивизия, состоящая из бригад коммандос и парашютно-десантных подразделений, вторглась в южный Ливан. Началась третья ливано-израильская война. Первая проходила в 1982 г., вторая — в 2006 г. Обе не принесли Тель-Авиву полной победы, а лишь оттягивали на время новый военный конфликт.
На сегодняшний день Ливан — место базирования шиитской военизированной организации и политической партии «Хезболла». Ее цель — создание Ливанского исламского государства по иранскому образцу.
Сухопутной операции ЦАХАЛ предшествовали масштабные акции спецслужб Израиля. Первоначально израильская разведка «Моссад» в сотрудничестве с ЦРУ провела масштабную операцию по устранению младшего командного состава «Хезболлы». Для этого были использованы заминированные пейджеры, радиостанции и другие гаджеты, а также скутеры и легковые автомобили. Израильский интернет-ресурс Ynet сообщил, что в результате акции «Моссад» погибли около 30 высокопоставленных командиров «Хезболлы». Из-за взрывов пейджеров и раций 17–18 сентября порядка 1,5 тыс. бойцов шиитской организации лишились конечностей и зрения. Одновременно была решена задача частичного уничтожения средств связи «Хезболлы», а значит, системы управления военным крылом организации.
На 2-м этапе израильская авиация, совершая в день по 650 самолетовылетов, уничтожила около 10 тыс. пусковых установок шиитской организации, предназначенных для запуска ракет РСЗО.
На 3-м этапе с помощью осведомителей в рядах «Хезболлы» израильтяне получили данные о местах нахождения высших военных руководителей боевого крыла шиитского движения. Затем с помощью высокоточных ракет по ним были нанесены массированные удары. В результате буквально за три дня израильтяне смогли ликвидировать все руководящее звено «Хезболлы», включая лидера организации Хасана Насраллу.
Накануне операции под названием «Стрелы севера» Тель-Авив уведомил Вашингтон о проведении «ограниченной» наземной операции на юге Ливана. Ее целью является создание буферной зоны на глубину 20 км с целью уничтожения объектов инфраструктуры шиитских боевых подразделений.
С началом вторжения израильской бронетехники в южный Ливан были нанесены авиаудары по Бейруту, Дамаску, крупнейшему лагерю палестинских беженцев Айн-эль-Хильве (движение ФАТХ), в котором проживает 85 тыс. человек, и другим местам базирования вооруженных подразделений ливанцев и палестинцев. Удары израильской авиации затронули не только Ливан, но и Сирию, и Йемен. За неделю израильских бомбардировок в Ливане погибло более 1000 человек. Более 90 тыс. человек были вынуждены покинуть свои дома на юге страны и двинуться в другие регионы, а также в соседнюю Сирию.
Начав операцию вторжения, Тель-Авив преследовал две цели. Первая из них отвлекающая, пропагандистская. Согласно ей, Израиль стремится создать буферную зону, что позволит 60 тыс. гражданам, временно проживающим на севере еврейского государства, снова вернуться в свои дома. Кроме того, успешный удар по «Хезболле» призван во многом компенсировать фиаско, которое потерпел Тель-Авив 7 октября 2023 г. В этот день военная разведка и политическое руководство Израиля якобы «не заметили» начало операции движения ХАМАС по захвату более 200 заложников, среди которых были израильтяне и представители других стран.
Как известно, жесткая террористическая акция радикально настроенных палестинцев послужила поводом для ввода израильских войск в сектор Газа. В результате израильская армия уже убила более 42 тыс. мирных граждан, из которых большинство женщины. Кроме того, по вине израильтян погибло более 17 тыс. детей. Само движение ХАМАС оказалось на грани разгрома.
Если говорить о главной цели вторжения ЦАХАЛ в Ливан, то она направлена, в первую очередь, против Ирана и должна спровоцировать Тегеран начать войну против Израиля. Прямое иранское вмешательство вынудит Вашингтон открыто ввязаться в конфликт на стороне Тель-Авива.
30 сентября 2024 г. премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху на английском языке обратился к народу Ирана. По сути, он призвал простых граждан исламского государства выступить против правительства своей страны и объединиться с Израилем. Вряд ли глава израильского правительства надеялся на какую-то поддержку в иранском обществе. Скорее, слова Нетаньяху были направлены к руководству Ирана с предупреждением не вмешиваться в военные действия в Ливане.
Выбранная Нетаньяху линия поведения во многом играет на руку Вашингтону. У демократов накануне предстоящих 5 ноября выборов президента появляется серьезный аргумент в пользу увеличения помощи Израилю, а значит, и росту рейтинга Камалы Харрис. Подтверждением тому служит телефонный разговор министра обороны Израиля Йоава Галанта с министром обороны США Ллойдом Остином. В заявлении Пентагона, опубликованном по итогам переговоров, говорится, что Соединенные Штаты готовы «защищать своих военных, партнеров и союзников перед угрозой со стороны Ирана и поддерживаемых им террористических организаций», а также намерены не допустить, чтобы та или иная сторона «воспользовалась напряженностью для расширения конфликта». В заявлении также отмечается, что Остин и Галант обсудили «серьезные последствия для Ирана» в случае его «прямой военной атаки против Израиля». Пентагон уже сообщил о дополнительной отправке на Ближний Восток самолетов F-15E, F-16, A-10, F-22 и персонала для их обслуживания. В свою очередь, президент США Джо Байден поручил американским военным защищать Израиль от иранских ракет.
Иран, с одной стороны, казалось бы, услышал предупреждение Тель-Авива и Вашингтона. После израильских ракетных авиаударов по Ливану и убийства лидера «Хезболлы» Хасана Насруллы президент Ирана Масуд Пезешкиан заявил, что сожалеет, что Иран внял обещаниям Запада помочь прекращению огня в регионе и не ответил на убийство в Тегеране главы политбюро ХАМАС Исмаила Хании. В то же время 30 сентября 2024 г. на пресс-конференции представитель иранского МИДа Насер Канани сказал: «Мы считаем, что страны региона имеют возможность защитить себя от агрессии режима и нет необходимости отправлять иранские добровольческие силы». Канани также отметил, что Ливан в свое время доказал способность защитить себя. Он также уточнил, что в адрес Ирана не поступало просьб об оказании помощи Ливану.
Все говорит о том, что Тегеран ждет результатов выборов в США, чтобы попытаться найти общий язык с новым американским президентом и договориться с ним о снятии санкций.
Американское издание The New York Times, в свою очередь, сообщает, что два члена иранского Корпуса стражей исламской революции (КСИР) на правах анонимности сообщили, что помощь «Хезболле» не является первоочередной задачей. Главное, с их точки зрения, — выбрать преемника убитого лидера организации, восстановить командную структуру и безопасную систему связи.
Несмотря на сдержанные заявления из Тегерана, согласно израильскому изданию The Jerusalem Post, 1 октября 2024 г. около 400 ракет было запущено со стороны Ирана по территории Израиля.
Как пишет иранское агентство Fars News, минимум 80% запущенных Ираном ракет прорвали израильскую систему ПВО. Десятки ракет были выпущены по Западной Галилее, городу Хайфа, а также по базе ВВС Мерон, с которой ведется управление воздушными операциями ВВС Израиля. По сообщению иранского шиитского агентства Shafaqna, более 20-ти израильских истребителей F-35 были уничтожены на базе Неватим в Негеве. Различные объекты были поражены на севере Тель-Авива. При этом сам удар по Израилю в основном носил демонстративный характер и не преследовал цель серьезной эскалации отношений с еврейским государством.
Американское информационное агентство Bloomberg отмечает, что нынешняя эскалация, вероятнее всего, не спровоцирует прямую войну с Ираном. Тегеран сосредоточится на восстановлении группировки «Хезболла» в Ливане.
Еще одно авторитетное издание The Economist пишет, что в долгосрочной перспективе события последних двух недель могут изменить политику Ирана в области безопасности. Ставка будет сделана на ядерное сдерживание.
Премьер-министр Ливана, говоря о вторжении Израиля, подчеркнул, что хорошо бы прекратить боевые действия, а взамен обеспечить отход «Хезболлы» от границы с Израилем.
На сегодняшний день армия Ливана составляет 60 тыс. человек. Она вооружена очень старым американским оружием и поршневыми самолетами. По уровню вооружения и технической оснащенности ливанская армия в десятки раз уступает ЦАХАЛ. Агентство Reuters отмечает, что в некоторых районах ливанские части уже отошли от ливано-израильской границы, по меньшей мере, на 5 км. По другим данным, войска остаются на своих позициях.
Что касается «Хезболлы», то ее новый лидер, двоюродный брат Насраллы Хашем Сафи ад-Дин, заявил о готовности движения к вооружённому противостоянию с Израилем. Численность шиитского движения после частичной мобилизации достигла 50 тыс. человек, а вся военная структура насчитывает 100 тыс. человек. Его основу составляют пехотные батальоны и дивизии.
Но, несмотря на значительное число бойцов, ресурсы «Хезболлы» ограниченны. Поставки оружия и боеприпасов могут осуществляться только через Сирию или по воздуху из Ирана в Ливан, что в значительной степени затруднено из-за господства израильской авиации и развитой системы ПВО Израиля. Это означает, что уже через месяц «Хезболла» начнет испытывать проблемы с наличием оружия, боеприпасов, продовольствия, медикаментов и горючего. Надеяться на помощь других арабских стран шиитскому движению сложно. В регионе доминируют суннитские страны, а значит, скорее всего, их помощь будет носить в основном декларативный характер.
Если говорить о Турции, то эта страна является членом НАТО, а потому президент Эрдоган ограничится лишь резкими высказываниями в адрес Израиля. Частично проблему смогут решить поставки по линии ООН, но они коснутся продуктов питания и лекарств.
Надо признать, что у Израиля проблем со снабжением армии нет. Поставки оружия могут осуществляться из США морским путем или по воздуху. Их размер будет определяться потребностями Тель-Авива.
Если говорить о самой операции «Стрелы севера», то, по информации телеканала NBC News, ЦАХАЛ уже развернул около 5-ти бригад, но, «как ожидается, не все из них перейдут границу». Главная задача ЦАХАЛ — установить военный контроль над южным Ливаном и вытеснить отряды «Хезболлы» за реку Литани. Южный Ливан географически отличается от других регионов Ближнего Востока, включая сектор Газа. Здесь преобладает скалистая местность и негустые леса. Деревни встречаются не так часто, что позволяет широко использовать бронетехнику и танки.
На протяжении нескольких лет израильские коммандос скрытно проникали на территорию Ливана и подробнейшим образом собирали информацию о приграничных и тыловых укреплениях «Хезболлы». Поэтому на 1-м этапе операции вторжения сухопутные войска Израиля будут наносить удары по заранее разведанным целям. Авиация и артиллерия сосредоточатся на уничтожении уже известных укреплений шиитского движения.
После выхода израильских войск к населенным пунктам на ливанской территории авиация и артиллерия перейдут к нанесению ударов по жилым кварталам, а потом под прикрытием танков в руины будут заходить штурмовые подразделения.
ЦАХАЛ сконцентрируется на захвате господствующих высот. Первое время, благодаря наличию у «Хезболлы» противотанковых ракет и ПЗРК, продвижение израильских войск будет замедленным, но потом скорость наступления израильтян возрастет. Скажется нехватка у «Хезболлы» оружия и боеприпасов, а также медикаментов и продовольствия. Учитывая ограниченные ресурсы у шиитского движения, активная фаза боевых действий может занять порядка одного месяца.
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках