Тель-Авив в ожидании Трампа
Борис Джерелиевский

Тель-Авив в ожидании Трампа

Непослушный Нетаньяху вывел Белый дом из себя

New York Times со ссылкой на представителей Пентагона сообщает о неуправляемости и непредсказуемости Тель-Авива. Военные чиновники США рассказали, что иметь дело с Израилем и работать с ним стало намного сложнее после того, как ЦАХАЛ принял решение не информировать американских коллег перед военными операциями против «экзистенциальных угроз», к которым он относит все соседние государства.

Указывается, что израильский военный министр Галлант сообщил американскому министру обороны Остину о ликвидации лидера «Хезболлы» Хасана Насраллы только тогда, когда операция уже состоялась, и Остин был «шокирован», потому что Израиль не предоставил США возможности подготовиться и усилить оборонительные средства для своих солдат в регионе, опасаясь реакции Ирана.

На неуправляемость режима Нетаньяху жалуется и Байден, признавая, что требования Вашингтона подчас игнорируются еврейским государством. И это действительно так. Несмотря на настойчивую просьбу Белого дома не трогать иранские ядерные и нефтяные объекты, Израиль не дал американцам никаких гарантий, что он не нападет на ядерные объекты Ирана, сообщает CNN со ссылкой на высокопоставленного представителя Госдепартамента.

При этом, подчеркнуто игнорируя просьбы действующей администрации США, Нетаньяху играет на руку Дональду Трампу, который публично обвиняет демократов в предательстве главного союзника США на Ближнем Востоке и в страхе перед Ираном.

На предвыборном митинге в Северной Каролине Трамп раскритиковал позицию Байдена, выступающего против ударов по иранским АЭС. «Я думаю, что он ошибается. Разве это не то, по чему нужно бить? Я имею в виду, что это самый большой риск, который у нас есть, — это ядерное оружие», — сказал Трамп, заявив, что Израиль должен нанести удар по ядерным объектам Ирана в ответ на недавний ракетный обстрел. «Когда они задали ему [Байдену] этот вопрос, ответ должен был быть таким: сначала ударить по ядерной энергетике, а об остальном беспокоиться потом», — добавил кандидат в президенты США.

Постепенно ближневосточный кейс едва ли не полностью вытеснил украинский фактор из избирательной кампании США. Однако это обстоятельство, дающее несомненные надежды нынешнему израильскому режиму в случае победы Трампа, ставит его в непростое положение сейчас, если он будет эскалировать конфликт с Ираном.

Ракетная атака Ирана показала уязвимость израильской системы ПВО, о чем свидетельствуют ряд западных СМИ, в частности Guardian. Израильские противоракетные системы оказались бессильными перед иранским гиперзвуком.

Эксперты, изучившие спутниковые кадры ударов по авиабазе Неватим в пустыне Негев, отметили, по крайней мере, 32 прямых попадания по авиабазе. И это один из самых защищенных объектов ЦАХАЛ, где находятся F-35, одни из самых ценных вооружений еврейского государства.

Очевидно, Иран не стремился нанести слишком большой урон, чтобы не загонять противника в угол. Его задачей было продемонстрировать свои возможности, сделать больно и, тем самым, призвать Тель-Авив к благоразумию. В Тегеране прямо сказали, что следующие прилеты могут быть по израильскому ядерному центру, энергетическим объектам и НПЗ.

Так что обмен ударами может привести Израиль к фатальным последствиям. Причем Байден уже заявил, что США не станут участвовать в агрессии против Ирана. К этому можно присовокупить, что запасы зенитных ракет у ЦАХАЛ не безграничны, стоят они очень дорого и без американской помощи здесь не обойтись. А Байден запросто может припомнить Нетаньяху публичное неуважение и фактическую работу на противника демократов.

Конечно, Байден не откажет Израилю в помощи, но поставки, их объем и, главное, их скорость могут быть различны. Кстати, и в ЕС также не слишком рвутся довооружать Тель-Авив.

В свете этого Нетаньяху, прежде чем начинать полномасштабную войну с Ираном, было бы разумнее дождаться победы Трампа и его прихода к власти, однако Тель-Авив сделал столько грозных заявлений, что просто промолчать не получится. Впрочем, можно нанести и символические удары по Ирану, без особого ущерба. Тегеран отнесется к этому с пониманием.