Сульфонат-кальциевые смазки: мифы и реальность

У обычных консистентных смазок имеется немало досадных недостатков: они чувствительны к повышению температуры, не очень хорошо переносят присутствие влаги, а при высоких нагрузках могут расслаиваться и терять рабочие свойства. Поэтому появление составов на основе сульфоната кальция вызвало едва ли не эйфорию у владельцев автомобилей. Легенды гласят, что эти смазки подходят для решения любых задач и служат едва ли не панацеей от всех проблем. Но так ли это на самом деле?

Особенности сульфонат-кальциевых составов

Смазочные продукты, использующие в качестве загустителя сульфонат кальция, известны с середины 60-х годов ХХ века. Из-за высокой стоимости загустителя они имели очень узкую сферу применения, несмотря на свои прекрасные характеристики. Всё изменилось в конце 80-х годов, когда была изобретена технология относительно дешёвого производства сульфоната. С тех пор смазки на его основе начали своё победное шествие по планете.

Своими преимуществами сульфонат-кальциевые смазки обязаны микроструктуре загустителя. В отличие от волоконной структуры обычных продуктов сульфонат образует микропластинчатые частицы, которые сцепляются между собой, составляя подобие прочной чешуи. Её очень сложно размыть водой или разделить механическим путём. Молекулы воды проникают между пластин, не ухудшая их сцепления, поэтому смазка работает даже в условиях насыщения влагой, не снижая своих эксплуатационных свойств.

Плюсы и минусы сульфонат-кальциевых смазок

Практика показала, что кальций-сульфонатная смазка действительно обладает заметно более высокими характеристиками, чем обычные составы.

  • Термостойкость. Температура каплепадения превышает 300°С, поэтому диапазон рабочих температур существенно расширен. Естественным ограничением выступает термическая устойчивость базового масла, которое при существенном росте температуры активно испаряется и даже дымит. Но кратковременное повышение до 200-220°С не приводит к ухудшению рабочих свойств состава.
  • Водостойкость. Сульфонат-кальциевые смазки сохраняют работоспособность при длительном контакте с пресной и солёной водой или водяным паром, могут впитывать до 20% влаги без ухудшения характеристик.
  • Противозадирные свойства. Сульфонат кальция сам по себе является добавкой, снижающей износ металлов и уменьшающей риск появления сколов и задиров. Поэтому обычные противозадирные присадки в смазку не добавляют, благодаря чему снижается вероятность повреждения поверхности из-за реакции металла с присадкой при повышении температуры.
  • Механическая стабильность. Смазка удерживается в рабочей зоне и защищает металл от износа при нагрузках до 5000-6000 Н, что примерно вдвое выше, чем у обычных составов.

Однако у сульфонат-кальциевых смазок есть и недостатки. Наиболее существенный из них – низкая устойчивость к скоростным режимам. При вращении с высокой скоростью состав просто сползает с поверхности металла. Поэтому смазки этого типа не используют в подшипниках электродвигателей, работающих на высоких оборотах, либо применяют в герметично закрытых корпусах без риска утечки.

Тем не менее, сфера их применения чрезвычайно широка и включает многие отрасли промышленности с тяжёлыми эксплуатационными режимами: металлургию, добычу полезных ископаемых, целлюлозно-бумажную промышленность, пищепром, судостроение и, конечно, автопром. Сульфонат-кальциевые смазки используют там, где присутствуют высокие механические нагрузки, повышенные температуры, высокая влажность и агрессивные среды.