У России есть «окно возможностей» в два года
Страны НАТО и их партнеры неуклонно наращивают выпуск военной техники и боеприпасов, сообщается в докладе Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ). Директор центра Руслан Пухов считает, что сегодня у России есть «окно возможностей» примерно в два года, чтобы закончить СВО.
Ведущие государства Запада и их союзники — США, страны ЕС, Израиль, Южная Корея и Япония — c 2022-го резко ускорили модернизацию своего ВПК, нарастив выпуск военной техники и боеприпасов. Как сказано в докладе ЦАСТ, конфликт на Украине привел к увеличению выпуска артиллерийских снарядов, противотанковых комплексов, а также систем ПВО и ПРО в странах НАТО и их партнерах. Также ведущие страны НАТО начали вкладывать огромные ресурсы в разработку новых боевых систем, которые поступят на вооружение в ближайшие годы.
Основной акцент в НАТО делают на производстве таких вооружений, как танки и ББМ, средства поражения (ракеты, авиабомбы, артиллерийские снаряды), артсистемы, системы ПВО и ПРО, истребители и беспилотники. США сохраняют лидерство в производстве бронетехники, такой как танки M1A2 Abrams или бронетранспортеры Stryker. Крупные инвестиции вложены в расширение производства боеприпасов и разработку новых систем вооружения. Компании General Dynamics, BAE Systems и Oshkosh Defense инвестируют в создание новых танков и роботизированных систем.
Европейские страны также стараются увеличить выпуск бронетехники и боеприпасов, но их возможности ограничены нехваткой материалов и кадров, очень дорогой энергией и зависимостью от долгосрочных госконтрактов. Особое внимание в странах ЕС уделяют наращиванию объемов производства снарядов. Основные производители — британская BAE Systems, чешская Czechoslovak Group, норвежско-финская Nammo, французская Nexter, немецкая Rheinmetall.
За два года, считают в ЦАСТ, европейцы могут нарастить выпуск снарядов с 600 тысяч до 1,2 млн боеприпасов в год, но удовлетворить нужды ВСУ им все равно будет трудно. Правда, в этом им может помочь Южная Корея, способная производить около 200 тысяч снарядов калибра 155 мм в год. Также в докладе указано: США за последние годы смогли нарастить свою долю на мировом рынке вооружений с 34% до 42%. Сегодня Америка поставляет вооружения в 107 государств — намного больше, чем любая другая страна-экспортер оружия.
Как считает директор ЦАСТ Руслан Пухов, механизм западного ВПК неуклонно раскручивается.
«В своем докладе мы специально не стали делать каких-то выводов, чтобы не на кого не давить. Но очевидно, что Запад, и в первую очередь Европа, не сможет расширить возможности своего ВПК без ущерба для других сфер своей жизни. Все, что они могли предоставить Украине, опосредованно, «на пол-шишечки» участвуя в конфликте, они уже предоставили. Теперь, если страны ЕС захотят помочь Киеву еще больше, им придется предпринимать сверхусилия и реально чем-то жертвовать, например, «социалкой». Пока складывается впечатление, что Европа к этому не готова», — указал Пухов.
А вот Америка вполне в состоянии резко усилить военную помощь Украине, в том числе из запасов Пентагона, продолжил он.
«У США одних только танков «Абрамс» в запасе около 6 тысяч штук, а их пока выделили Киеву всего 30. Но американцы реально не хотят эскалации конфликта, поэтому поддерживают Киев дозированно. В то же время в России ВПК уже «раскочегарился», и у нас есть все шансы довести СВО до некоего логического завершения. Это «окно возможностей» у России будет в ближайшие пару лет, но длиться вечно это не может. В какой-то момент Запад все равно преодолеет препятствия на пути развития своего ВПК и сможет выдавать Украине гораздо больше вооружений и боеприпасов, — говорит эксперт. — Пока процесс расширения ВПК на Западе сдерживается сознательно: это почти полностью частная сфера, и там никто не будет увеличивать выпуск вооружений из чувства патриотизма. Крупные оружейники ориентированы строго на прибыль, и призывы «помочь Украине, чем можем» их не очень прельщают».
Как указано в докладе ЦАСТ, западным компаниям ВПК сложно привлекать инвестиции: их руководство опасается, что украинский конфликт закончится раньше, чем будут расширены производственные мощности. А значит, инвестиции в их расширение будут потрачены впустую. Пухов привел пример — в японском истеблишменте увеличение военных заказов не приветствуется совсем.
«В Японии нет чисто военных предприятий, там это либо подразделения крупных гражданских корпораций, либо выполнение отдельных военных заказов. Так вот, многие военные филиалы японских компаний просто отказываются от новых военных заказов — они считают, что это слишком рискованно, можно понести огромные убытки и «вылететь в трубу», — говорит он.
Эксперт отдельно прокомментировал попытки Запада обеспечить Украину дополнительными боеприпасами, помимо поставок из США и ЕС.
«Вашингтон и Брюссель идут ради этого на любые ухищрения. Так, сербский военный концерн «Krušik» продает ВСУ боеприпасы через посредников: сначала их покупает канадская фирма, потом они едут в Турцию и Словакию, а затем оказываются на Украине. А сербы делают вид, что не знают, куда в итоге идут их снаряды. По той же схеме действуют и индийцы, наши партнеры по БРИКС. Запад предпринимает все меры, чтобы снарядный голод в ВСУ не чувствовался так остро», — указал Пухов.
Он пояснил, за чей счет будет дальнейший «банкет» по вооружению Украины.
«Сегодня европейцы вытащили из своих запасов старого оружия практически все, они отдали Киеву все, что возможно. Главная надежда Украины — на американцев, для них многое зависит от того, какая будет администрация в Белом доме. Команду Трампа явно больше, чем Украина, будет волновать Ближний Восток и Тихоокеанский регион. Поэтому очень вероятно, что дальнейшее финансирование конфликта на Украине переложат на европейские страны, которым и предстоит его «тащить», — заключил он
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках