Цифры социальных опросов и украинское общество
Все, кто вырос на советском культурном наследии, наверняка помнят фрагменты: в мультфильме, одноимённом с заголовком этого материала, к мальчику Вите Перестукину приходит корова с намерением съесть и его, и кота. Потому что учился Витя плохо и в школе на уроке ответил, что коровы — плотоядные животные. И теперь, в новой абсурдной реальности, куда нелёгкая закинула героев поучительного мультика, за каждый неправильно усвоенный материал нужно отвечать, причём часто — головой.
Данная метафора как нельзя лучше характеризует ту ситуацию, в которой оказались все мы. Потому что глубина проникновения неадекватности в нашу жизнь очень большая, и касается она, к сожалению, не только Украины.
Мы с вами привыкли считать, что там их всех «попаяло», и жители бывшей советской республики из братского народа превратились вдруг в неадекватную толпу, не отдающую отчёта своим действиям. Причина тому более чем проста — много лет изощрённой, прямой и скрытой, русофобской пропаганды, конечно же, сделали своё дело. Во многом это действительно так.
Но и русское общество тоже сложно назвать здоровым. И, кстати, по той же причине: у нас удивительно странным образом выстроена система информирования и оповещения населения. СМИ, особенно федеральные, работают таким образом, что мы с вами тоже вполне охотно верим в «полтора землекопа».
Судите сами: недавний опрос американского института Гэллапа показал, что к осени 2024 г. 52% населения Украины являются сторонниками мирных переговоров с Россией. А 38% сохраняют готовность «сражаться до победы». Эти цифры оттенили материалами прошлогоднего исследования, в котором за мир высказалось всего 27%, а за войну «до талого» — 63%. За год до этого, в 2022-м, военное решение вопроса поддерживало ещё большее количество жителей подконтрольной Киеву территории, их было 72%.
Информация эта озвучена во всех российских СМИ, начиная от федеральных телеканалов и заканчивая всеми влиятельными сайтами. Подана она была как бесспорная победа, как настоящее достижение России. Одно за другим медиа повторяли: вот видите — их стало меньше. Значит, не хотят-таки воевать!
По этому поводу все наши откровенно торжествовали. Нигде не было видно никаких вопросов. Что же, пусть эти будут первыми. Итак: почему мы вообще вытащили на поверхность цифры, предоставленные американским институтом? У нас нет своих площадок для получения важных данных? Или США являются нашими союзниками в достижении целей СВО? Или мы доверяем им по привычке из 90-х? Выглядит странно, согласитесь. Примерно как трампы с байденами, которыми густо пересыпаны любые вечерние новости. Зачем нам вообще нужна их повестка в таком количестве?
Второй блок вопросов: допустим, что исследование института Гэллапа объективное. И чему мы тогда радуемся? Тому, что почти 40% людей из бывшей советской республики считают, что Киев должен продолжать вести войну? После почти трех лет поражений, после ракетных ударов по всем областным центрам и важным объектам промышленности, энергетики и т.д. они не сломались, получается. Потому что больше 1/3 хотят продолжать нас убивать, а оставшаяся часть хотела бы переговоров. Но если вместо Зеленского им покажут кого-нибудь более вменяемого, то Украина снова возьмёт уверенный курс на войну. Они ведь недовольны не тем фактом, что идут боевые действия. Им не нравится, что не получается достичь победы.
Неприятный, но нужный вывод: вместо победных реляций нам надо лет на 20 назад просмотреть, кто и когда отвечал за дипломатию и российскую «мягкую силу». И спросить с этих людей, узнать, где они были в 2004 и 2014 гг. Какие проводили саммиты и круглые столы, пока необандеровцы на деньги «американских партнёров» по всей стране обучали молодняк стрелять из автоматов и гранатомётов, готовить «коктейль Молотова» и параллельно вкладывали миллионы в развитие информационной машины, тотально закатавшей сознание украинцев в непробиваемый бетон ненависти ко всему русскому.
Тогда со стороны России тоже не проводилось никаких социологических исследований, не делалось замеров: а что думает обычный киевлянин? К чему стремится? Зато была самодовольная уверенность: «Мы всё порешаем».
И вот прошло 20 лет с момента первой «вспышки», которую мы пропустили. К этому моменту на Украине уже и сама социология стала откровенным инструментом пропаганды. Вот в соцсетях «Центр Разумкова» — крупный негосударственный институт, существующий на западные деньги, — предлагает такие «научные выводы»: «Через тысячу дней после начала войны Украина всё ещё верит в возможность победить», «украинское сопротивление стало феноменом для всего мира»…
Неудобный для Украины опрос института Гэллапа они тоже смогли правильно интерпретировать. Вот замдиректора социологической службы Михаил Мищенко поясняет сомневающимся: «Опросы украинцев свидетельствуют, что они хотят мира, а не капитуляции…», и далее следует казуистика о том, что вопросы и ответы нужно формулировать правильно.
Самое обидное здесь — он, скорее всего, прав. Волны одинаково настроенной информации покрывают пространство от Лиссабона до Донбасса, непрерывно обрабатывая сознание всех, кто оказался погружён в этот нездоровый раствор. А ядовитые ветры, дующие над этими водами, и многим русским людям приносят совсем не те мысли и образы.
В 2022 г., сразу после начала СВО, киевский Info Sapiens проводил мониторинг общественного мнения и выдал результат: ¾ жителей Украины против признания Крыма, ДНР и ЛНР частью России. Они считали эту территорию своей. Мнение крымчан и жителей Донбасса их не волновало — тысяча голосов различных медиа убедила украинцев, что это неважно. Что вообще вопрос, люди ли — симферопольцы, дончане и луганчане. Какое там ещё наше мнение?
Кстати, тогда (в марте 2022 г.) носители украинской идентичности считали, что возврат контроля Киева над ДНР и ЛНР нужен и возможен (86%). 93% выражали веру в победу. И 89% отрицательно относились к мысли о переговорах с «москалями». В общем, они целиком и полностью верили в свою правоту.
Что тут скажешь. Очень плохо, когда русские воюют с русскими. Лаврентий Черниговский, русский святой, говорил об этом: «Как нельзя разделить Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа, это Един Бог, так нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию. Это вместе Святая Русь. Знайте, помните и не забывайте. В городе Киеве никогда не было Патриарха. Патриархи были и жили в Москве. Берегитесь самосвятской украинской группы (церкви) и унии». На данный момент разделение произошло, и последствия его губительны для всех.
Именно поэтому лично я спал бы куда спокойнее, если бы точно знал: в Москве провели глубокие полевые исследования и получили честную картину того, что происходит с украинским обществом. Пусть неприятную, но максимально достоверную. Чтобы мы понимали, какие мысли на самом деле поселились в головах наших братьев. Какова там здоровая часть общества в количественном и качественном измерениях, что это за социальные и возрастные группы. И от чего, в первую очередь, нужно лечить инфицированных украинством. Не так, как «нам кажется», а так, как на самом деле обстоит проблема.
До тех пор, пока этого не сделано, мы с вами будем продолжать обманывать сами себя. Фанфары вечерних новостей продолжат трубить: «Слава великому математику»! Но реальность неминуемо напомнит: «Позор Виктору Перестукину». Потому что полтора землекопа — не бывает.
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках