С захватом Панамского канала новому президенту США придется повременить
В Конгрессе США представили двухпартийный законопроект о введении санкций против Турции из-за ее действий в Сирии. Целью этого нормативного документа, как заявили его авторы, является стремление заставить Анкару взаимодействовать с Вашингтоном по дипломатическим каналам Анкарой для прекращения огня в Сирии.
«Эти санкции направлены на предотвращение дальнейших нападений Турции или поддерживаемых Турцией сил на Сирийские демократические силы (СДС – подконтрольные США формирования курдских боевиков), которые могут привести к возрождению ИГИЛ [запрещенная в РФ террористическая организация] и угрожать национальной безопасности США и всего мира», — говорится в заявлении сенаторов.
Ранее переговоры между курдами СДС и Турцией при посредничестве американцев провалились: СДС отказались выполнить требование Турции передать под контроль ее прокси город Айн-эль-Араб (Кобани), и ВС Турции оказывают огневую поддержку джихадистам. Так, одновременно с выводом российских войск из района Айн-Исса, расположенного на севере Ракки, беспилотники турецкой армии нанесли удар по позициям курдов в поселке Аль-Халдия недалеко от Айн-Иссы.
Очевидно, что для Эрдогана сохранение курдского анклава в Сирии, который с высокой долей вероятности может соединиться с Иракским Курдистаном, категорически недопустимо. В борьбе с курдами он может встретить если не прямую поддержку Ирана и Ирака, то, по крайней мере, их понимание. Ни та, ни другая страна не желали бы возникновения курдского государственного образования, которое США и Израиль с высокой долей вероятности будут использовать как плацдарм против этих стран и как инструмент для их расшатывания — и Багдад, и Тегеран имеют серьёзные проблемы с курдским меньшинством.
Собственно, в этом кроется интерес Тель-Авива к существованию независимого и дружественного ему Курдистана. Если он при этом будет оставаться непризнанным (а так, скорее всего, и будет), то это даже лучше, поскольку он будет больше ценить поддержку еврейского государства.
У США мотивы, в принципе, должны быть сходными, однако уходящая администрация не демонстрирует какого-то особого рвения в попытках защитить своих питомцев от турецких прокси. Проект о введении антитурецких санкций — «творчество» республиканцев, и пока что не принят. Пока что американский контингент в Сирии никак не препятствуют наступлению джихадистов на курдских боевиков.
Под контролем курдов в настоящий момент находится до 25% территории бывшей САР, на которой развернуто 9 (!) американских баз, под прикрытием которых осуществляется воровство сирийской нефти.
Может быть, пассивность Вашингтона объяснима тем, что ему, строго говоря, безразлично, кто будет формально контролировать территорию, откуда он качает нефть, — курды или турецкие прокси, лишь бы не мешали бизнесу?
Однако это не так. Прежде всего, в Белом доме не могут не понимать, что рано или поздно Анкара пожелает сама наложить руку на эти нефтепромыслы и, скорее всего, использует для этого своих прокси, которые будут требовать «возвращения национального достояния Сирии». Произойдет это очень скоро — уже сейчас джихадисты позиционируют себя как законную власть Сирии.
Кроме того, США категорически не желают усиления Турции, которую склонны рассматривать скорее как геополитического соперника на Ближнем Востоке, нежели союзника. Именно поэтому демократы практически во время всей каденции Байдена вооружали Грецию как своеобразный противовес туркам. Но когда Эрдоган предложил Вашингтону план по устранению Асада, а вместе с ним и иранского влияния в Сирии, он был горячо поддержан. Несомненно, договорённости включали и слив курдов. Курдский анклав и его поддержка — это долгосрочная стратегия, а демократы уходят. И напоследок могут записать себе в актив свержение Асада. А с курдами и турецкими прокси, а также с обещаниями Байдена Эрдогану пусть разбирается Трамп, когда вступит в должность.
Пока же из лагеря республиканцев звучит явное недовольство Анкарой. Недавно Трамп признал, что именно Турция (а не народ Сирии) стоит за свержением правительства Асада, а Линдси Грэм еще в первые дни после захвата власти джихадистами заявил о необходимости санкций против турок, которые посягают на американских прокси и тем самым угрожают американскому нефтяному бизнесу в регионе.
Кроме того, республиканцев вывела из себя угроза Эрдогана сбивать израильские самолёты, если они будут наносить удары по турецким прокси, прикрывая курдов. Пока это гипотетическая вероятность, но если ситуация примет предельно жёсткий оборот, это вполне возможно.
Эрдоган, пока Трамп не вступил в должность, будет торопиться решить «курдский вопрос», если не окончательно, то хотя бы в общих чертах. И чтобы ему помешать это сделать, Израиль может попытаться прикрыть курдов на то время, пока основную заботу о них вновь не возьмёт Вашингтон.
По сути, Байден, уходя, поставил Трампу «вилку»: он будет вынужден предать курдов, наплевав на все те гарантии, которые им были даны, или вступить в конфликт с союзником по НАТО, имеющим к тому же предельно важное для США геополитическое значение.
Между тем глава МИД Турции Фидан пригрозил прямым, а не опосредованным вмешательством Турции против курдов, если «новые сирийские власти» не смогут самостоятельно восстановить контроль над территориями, занятыми СДС.
«Сейчас в Дамаске новая администрация. Я думаю, что это сейчас их главная забота. Поэтому, я думаю, если они собираются, если они займутся этим вопросом должным образом, то у нас не будет причин вмешиваться», — сказал Фидан. При этом Ахмед аш-Шараа (Аль-Джулани), лидер группировки ХТШ (запрещена в РФ) и ключевая фигура в новой сирийской власти, выдвинул курдам ультиматум: «Есть два варианта для Ракки: либо вывод войск, либо военная операция».
Фактически ВС Турции уже участвуют в боевых действиях, поддерживая «Байрактарами» наступление на севере Ракки. Времени на раскачку у Анкары нет. Эрдоган прекрасно понимает, что начинать взаимодействие с новым президентом США, загнав его в угол, — не самая лучшая идея, но и отказаться от «решения курдского вопроса» он тоже не может. Турецкий лидер полагает, что лучше всё успеть сделать до инаугурации, чтобы не заставлять Трампа начинать свою новую каденцию с крайне неприятного выбора, при котором нет вообще хороших вариантов. А так всё произошло до него, и в этом можно обвинить предшественника.
Но отряды СДС хорошо подготовлены и неплохо вооружены, они имеют немалый опыт штурмовых боев, и справиться с ними быстро не получится даже у регулярных войск Турции.
Между тем американцы под шумок наращивают численность своих войск в Сирии. За время, прошедшее с падения власти Башара Асада, контингент увеличен более чем вдвое — с 900 человек до 2 тыс. военнослужащих армии США, и переброска техники и живой силы продолжается. Речь идет, прежде всего, о специалистах и операторах высокотехнологического оружия — роль пехоты в американо-курдском союзе выполняют отряды СДС, численность которых составляет около 100 тыс. штыков.
Хотя увеличение контингента США нельзя интерпретировать как однозначное намерение Вашингтона вступить в противостояние с Анкарой, очевидно, что происходит втягивание американцев в этот конфликт, от которого они, как это декларировалось, хотели держаться в стороне. И, скорее всего, Трампу президентство придется начинать с решения этого вопроса, а не с присоединения Канады, захвата зоны Панамского канала, о чем он заявлял недавно, или примирения Москвы и Киева.
Читайте нас в Telegram, ВКонтакте и Одноклассниках