Обоснование – защита подводной инфраструктуры
Накануне на саммите союзников по Балтийскому морю (Германия, Дания, Латвия, Литва, Польша, Финляндия, Швеция и Эстония) генсек НАТО Марк Рютте объявил о начале новой операции Baltic Sentry, направленной на «усиление защиты критической подводной инфраструктуры». Как считает военный эксперт Алексей Анпилогов, альянс намерен создать дополнительное напряжение на Балтике с целью ограничить российское судоходство.
По словам генсека НАТО, в рамках операции Baltic Sentry будет усилено военное присутствие альянса на Балтике. Это должно «повысить способность союзников реагировать на дестабилизирующие действия РФ». В операции будет задействован целый ряд средств, включая фрегаты и морские патрульные самолеты. Рютте объявил и о развертывании новых технологий, включая флот военно-морских беспилотников. Он указал: НАТО будет работать над интеграцией национальных средств наблюдения, чтобы «повысить способность защищать важнейшие объекты подводной инфраструктуры».
Рютте отметил: Финляндия уже показала пример «твердых действий в рамках закона». «Капитаны судов должны понимать, что угрозы нашей инфраструктуре будут иметь последствия, включая высадку экипажа на берег, конфискацию судна и арест». В конце 2024-го Таллинн уже отправил патрульный корабль охранять электрический кабель Estlink 1, соединяющий Эстонию и Финляндию по дну Финского залива. Это было сделано после того, как шедшее из портов РФ судно повредило этот кабель. Ранее Финляндия задержала нефтяной танкер Eagle S, шедший из Петербурга в Египет, его подозревают в причастности к повреждению Estlink 2.
Как считает глава аналитического центра «Основание» Алексей Анпилогов, особую тревогу у России должно вызывать применение натовцами в Балтике флота безэкипажных катеров (БЭКов).
«Мы видим, что БЭКи сейчас активно используются натовцами в Черном море в рамках украинского конфликта. Это создало совершенно иной рисунок противостояния на море, «москитный флот» под флагом Украины получил определенное тактическое преимущество перед классическим «большим» флотом. Нужно учитывать и специфику таких водоемов, как Черное море — как и Балтика, оно несравнимо с океанами. Эти моря позволяют использовать БЭКи с достаточно скромным радиусом морской автономности и спорными мореходными качествами, — указал Анпилогов. — БЭКи — это не «всепогодное» оружие и уж тем более не «оружие длинной руки». Они могут действовать эффективно только в условиях хорошей видимости, так как управление ими осуществляется по данным их собственных видеокамер или тепловизоров. Также они могут действовать на относительно небольшом удалении от собственных баз. У БЭКов низкий радиус автономного плавания. Их использование возможно лишь в условиях, когда расстояние между воюющими сторонами исчисляется десятками, максимум — сотнями километров, но никак не тысячами километров, что характерно для сражений на океанском ТВД или в больших окраинных морях».
Из-за использования натовцами безэкипажных катеров российский Черноморский флот вынужден учитывать этот фактор и выстраивать свои действия сообразно этой угрозе.
«Аналогичная угроза может быть создана странами альянса и в отношении нашего Балтийского флота. Но эта стратегия действенна в случае, если использующая ее сторона сама имеет иммунитет к использованию БЭКов противником. Но у России тоже есть современные морские беспилотники, мы можем легко организовать морскую блокаду Латвии, Литвы, Эстонии или всех трех государств сразу — в ответ на попытки блокады Ленинградской или Калининградской областей. Это весьма вероятный сценарий, который мы можем реализовать не такими уж большими силами. У нас для этого есть все необходимые технические средства. Россия способна пойти на подобную эскалацию лишь в случае, если сопредельные с ней балтийские государства — Литва или Польша — попытаются создать морскую блокаду Калининградской области», — указал он.
Если сравнивать российский Балтийский флот с флотами государств Прибалтики или Восточной Европы, то здесь наше преимущество более чем очевидно, считает он.
«Наш Балтийский флот с большим отрывом лидирует и в количественном, и в качественном выражении. То же самое касается и соединений морской пехоты. Да, нам не стоит почивать на лаврах, так как эволюция боевых технических средств и вооружений на море идет постоянно, — предупредил эксперт. — Своего последнего слова еще не сказали и разработчики БЭКов. Сегодня морские дроны снабжаются и устройствами зенитной борьбы, и устройствами борьбы с бронированными целями на море. Ранее БЭК мог рассчитывать только на прямое столкновение с кораблем противника, чтобы вывести его из строя. Сегодня у НАТО уже есть концепция артиллерийских БЭКов и катеров, способных отражать артиллерийские и стрелковые удары по себе. Наши военные моряки и инженеры должны пристально следить за всеми инновациями в этой сфере, чтобы соответствовать самому передовому уровню таких операций на море. В том числе для того, чтобы давать как симметричный, так и асимметричный ответ на любые провокации на Балтике».
Анпилогов предупредил — провокации натовцев могут иметь место не только против наших танкеров, но и против других торговых судов.
«Наверняка будут попытки блокировки Финского залива со стороны стран-членов альянса, попытки поставить все это «на рельсы» некой экологической повестки. Или обосновать это санкционными ограничениями, которые недавно были введены Соединенными Штатами и Британией против нашего торгового флота. Теперь эти санкционные практики наверняка попытаются скопировать и другие страны альянса, в том числе балтийские», — заключил военный аналитик.
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках