Борьба с врагом и зимним ледоходом
80 лет назад, 16 января 1945 г., Совинформбюро сообщало в сводке: «В Будапеште наши войска продолжали бои по ликвидации окруженной группировки противника. Гвардейские части, наступающие по левому берегу Дуная на юг, выбили гитлеровцев с территории нескольких заводов».
Будапештская операция, проводившаяся силами 2-го и 3-го Украинских фронтов с 29 октября 1944 по 13 февраля 1945 гг., происходила на берегах Дуная, самой длинной реки на территории современного Евросоюза. Дунай разделяет две части венгерской столицы. Пешт — восточная часть Будапешта, находящаяся на левом его берегу Дуная. Буда — западная часть венгерской столицы, находящаяся на правом берегу Дуная.
Ожесточенные бои в Будапештской операции шли не только на земле и в воздухе, но и на воде. С обеих сторон в ней участвовали речные флотилии.
В 1944 г. была воссоздана советская Дунайская флотилия. Флотилия поддерживала артиллерийским огнем приречные фланги сухопутных войск, высаживала тактические десанты. В особенно сложных условиях ей пришлось сражаться в январе 1945 г. Дунай то замерзал на разных участках, то вдруг из-за потепления начинался настоящий ледоход. Ледоход срывал советские понтонные переправы. Перевозка войск, техники и грузов была целиком возложена на бронекатера Дунайской флотилии.
Переправа войск и техники осуществлялась на понтонах инженерных войск, которые буксировали бронекатера и другие суда флотилии. На каждом участке погрузки и выгрузки было построено по два причала, что давало возможность бронекатерам и судам, отбуксировав груженые паромы, сразу же забирать с соседнего причала порожние и доставлять их на противоположный берег под погрузку.
Немецкий исследователь Юрг Майстер в работе «Восточный фронт. Война на море, 1941-1945 гг». отмечал чрезвычайно важную роль Дунайской флотилии в Будапештской операции:
«Советские войска с помощью флотилии перешли Дунай в районе Дунайвароша и окружили Будапешт…. в результате контрудара немцев и временного захвата ими Дуная — Адонь русские попали в тяжелое положение, особенно в связи с тем, что ледоходом были выведены из строя советские мосты. Только благодаря Дунайской флотилии, которой удалось в течение двух суток перебросить через реку около 1000 танков и значительное количество войск, восстановилось положение, и русские вновь смогли продолжать наступление…Советская Дунайская флотилия провела в 1944-1945 гг. многочисленные успешные операции».
На Дунае действовали немецкая и венгерская речные флотилии. Майстер писал: «Так как русская Дунайская флотилия была укомплектована исключительно бронекатерами с реактивными установками или 75-мм противотанковыми орудиями, немецко-венгерская флотилия не могла себе позволить вступить с ними хотя бы в один бой».
По его мнению, «немецкая Дунайская флотилия не имела в своем составе быстроходных и сильно вооруженных кораблей». Однако немецкая и венгерская флотилии не бездействовали. Пытались они снабжать боеприпасами и продовольствием своих окруженцев в Будапеште, но безуспешно. Иногда с советскими сухопутными войсками в бои вступали, но без особых результатов.
Так, венгерские корабли «РМ-1» и «Дебрецен» вступили в бой с замаскированным в прибрежных кустах на Дунае танком Т-34. «РМ-1» вынужден был выйти из боя. Он получил два попадания, потерял 5 человек, вышло из строя орудие и два мотора. Вслед за этим загорелся «Дебрецен», получивший попадание в топливную цистерну. Вскоре он получил еще несколько попаданий. Потеряв 9 членов экипажа, команда покинула горящее судно…
В отличие от советской Дунайской флотилии, эффективно помогавшей войскам 2-го и 3-го Украинских фронтов, немецкая и венгерская флотилии не могли сколько-нибудь ощутимо повлиять на ход боевых действий.
Читайте нас в Telegram, ВКонтакте и Одноклассниках