
Забытые уроки истории
28-го июля тяжёлая австро-венгерская артиллерия начала обстрел Белграда, регулярные войска пересекли сербскую границу, Австро-Венгрия официально объявила войну Сербии. 29-го июля в Российской Империи приступили к мобилизации в пограничных с Австро-Венгрией округах. Германия на этом фоне заявила, что именно Россия подобными действиями «сделала выбор в пользу мира или войны».
1-го августа Германия и Франция начали всеобщую мобилизацию, Германия объявила войну России. Так разразилась Первая Мировая война. Если изменить названия некоторых стран, то нечто очень похожее по динамике мы вполне можем прочесть в новостных лентах уже в ближайшее время.
И, листая непрерывные новости, мы можем наблюдать, как в кровавую мясорубку втягиваются Япония и Турция, как в Азии и Африке начинают боевые действия страны, названия которых мы раньше и слышали-то редко. Как не спеша, выжидая самого удобного момента, в процесс включаются Британия и США. И потом, уже в конце (вернее, в начале новой реальности), они снова нарезают мир на удобные куски: это — мне, вот это — тебе, а этих разберём на запчасти.
Первая Мировая началась больше 100 лет назад. Но всё чаще упоминания о ней возвращаются в риторику аналитиков. Ведь ситуация, которая разворачивается в европейской части нашего континента, и вправду очень похожа.
Внутри России (Малороссия тоже тогда была её частью) уже 3 года идёт позиционная война. В ходе боевых действий применяются новые типы вооружений, которые не позволяют ни одной из сторон существенно продвинуться вперёд без большого количества потерь. Да, тогда не было беспилотных систем, но именно в Первую Мировую началось массовое применение дирижаблей и аэропланов. На тот момент это более чем прорывные технологии. Далее на фоне ущерба, который несёт экономика, всё больше радикализируется общественное мнение — поднеси правильно спичку, и «здравствуй, революция».
Ещё одна неприятная аналогия. С таким же примерно набором взаимных противоречий и внутренних недовольств сегодня живёт большое количество стран мира. За последние несколько лет конфликты, рискующие перерасти в войну, вспыхивали и на Ближнем Востоке, и в Азии.
По отношению к России мы вообще наблюдаем абсолютно зеркальную ситуацию. Не в том плане, что нам нужно будет сейчас заступиться за братушек-сербов (хотя не исключено). Просто все наши европейские соседи, имеющие наглость продолжать считать себя «цивилизованными странами», усердно культивируют две вещи: крайнюю степень неприятия России и иллюзию, что победить нас у них, если что, получится ценой не таких уж высоких жертв. Достаточно просто не прекращать вооружать Украину. Ну а если что — то Молдова и Азербайджан тоже на очереди. Сойдут в нужном случае на роль жертв «русского медведя».
Россия в Первой Мировой продемонстрировала потрясающую наивность по целому ряду параметров. Самый основной из них — доверие «союзникам» по Антанте. Например, некоторые наши войсковые операции в той войне были специально проведены для того, чтобы не допустить разгрома Франции. Смотришь сегодня на Макрона или открытие Олимпиады в Париже и думаешь: а может, не надо было?
Совсем незадолго до начала XX века ведь была первая героическая оборона Севастополя. Тогда, в 1854-1855 гг., вокруг Крыма собрались Османская империя, Англия, Франция и Сардинское королевство (прообраз современной Италии). Им нужно было уничтожить главную южную базу русского флота и заставить нас пойти на необходимые уступки, отодвинуть Россию от влияния в регионе. За те 50 лет мало что изменилось в отношении к нам Франции, например. А ведь в 1812 г. мы вообще воевали против армии Наполеона, которая, по сути, объединяла всю Европу.
И вот с этим «багажом знаний» Россия накануне Первой Мировой подписала с Лондоном и Парижем «сердечное соглашение» (именно так переводится слово «Антанта»).
Современная Россия тоже долгое время недоумевала, почему же «стратегические партнёры» не соблюдают договорённостей, двигают вперёд границы НАТО и финансируют революционеров. Но это для них постоянная практика! В XIX веке мировой капитал выделял средства на содержание народовольцев. В XX веке финансировал эсеров, большевиков и легион прочих, жаждущих революции. В XXI стал применять «оранжевые» технологии и платить лидерам вроде Навального. У них не получилось, и это большой наш плюс. Но попытка-то была. И цели русской «несистемной оппозиции» ничем не отличались от всех предыдущих революционеров: им нужно было добиться саморазрушения нашей государственности.
Так, когда Россия из мировой войны с головой окунулась в гражданскую, англичане, французы и американцы не стеснялись оперировать на нашей территории руками проплаченных ими воинских соединений, принимать участие в интервенции. Мы почти забыли (что очень напрасно), а тогда с января 1918 г. по май 1925 г. на территории рухнувшей Российской Империи «отметилось» 14 стран, включая Канаду, Индию и Австралию!
Понятно, что в полной аналогии история не повторяется никогда. И даже самый информированный аналитик сегодня вряд ли даст точный прогноз, в какой именно точке может начаться процесс необратимого втягивания всего мира в воронку нового конфликта. Более того — пока у всех нас ещё есть надежда, что тотальную войну можно не допустить.
Для этого, конечно, Россия должна быть сильной и собранной. В первую очередь — устранить внутренние противоречия в собственной системе управления. Не заглядываться ни на Запад, ни на Восток. Или опять обманут, как бывало уже не раз.
Мы ведь часто вспоминаем о том, что Россия — удерживающий. Страна, которая не даёт развернуть процесс ограбления и уничтожения сильными странами слабых. Это если в материалистическом плане. В духовном мы тоже вполне реально препятствуем тем силам, которые в священных текстах называют Антихристом.
Однако же всему этому нужно соответствовать. Подходить по параметрам. Если не будем подходить — цена окажется запредельно высокой.
В Европе после Первой Мировой перестали существовать три Империи (Российская, Австро-Венгерская и Германская). Не смогла получить своего и Османская империя — тоже пала, очутившись в горниле революции. О социальных последствиях внутри нашей страны известно достаточно, чтобы не хотелось повторять: более 2 миллионов безвозвратных потерь во внешней войне, около 17 миллионов — в гражданской. Крушение устоявшихся связей, экономики. И сразу выход в новую, ещё более кровопролитную Вторую Мировую войну, потому что «мировые противоречия так и не были разрешены».
Так вот, всё это покажется цветочками, если в этот раз мы снова позволим себя переиграть. Потому что мир стал ещё более разболтанным и жестоким. Поэтому обязательно нужно выстоять.
Читайте нас в Telegram, ВКонтакте и Одноклассниках