
Их били и в прошлом, и в позапрошлом веке
Италия собралась внести очередной вклад в укрепление позиций Североатлантического альянса на восточном фланге. По информации газеты La Repubblica, речь о 2-х истребителях, которые добавятся к четырем итальянским истребителям, уже находящимся на базе в Эстонии. Вклад не слишком весомый, но все же…
Итальянцам пора бы усвоить уроки истории. Уж очень печально для них всегда оборачивались попытки повоевать с Россией под знаменами «объединенной Европы». В 1812 г. итальянские солдаты отправились воевать с «восточными варварами» в составе Великой Армии Наполеона. Вот что писали родным итальянские солдаты и офицеры:
«Невозможно рассказать, сколько лишений и трудностей я испытал, пройдя около 2900 миль. Мучения, голод, жажда, болезни, бесконечные броски по 30 и 40 миль в день, грязная вода, мерзкая погода, бои с русским противником и со злодеями-казаками, этим самым нечеловеческим родом войск в русской армии, не убили меня…. Мы растеряли всю экипировку, все золото, серебро и несметные сокровища, которые армия раздобыла в русской столице, всю артиллерию и тягловую силу, лошадей и т.д. От страшного холода, голода и тягот полегли сотни солдат. Множество казаков постоянно атаковало наши фланги и тыл… Наш полк, хотя и не был в деле после 24-го, насчитывает теперь 83 человека… Почти вся армия погибла в этой страшной России, от голода или мороза».
Поучаствовали итальянцы (войска Сардинского королевства) и в Крымской войне (1853-56 гг.) вместе с англичанами, французами и турками. Здесь они проявили крайне низкую боеспособность и решительное нежелание воевать. Советский историк Евгений Тарле так описал их манеру воевать:
«Сардинский корпус без всякого боя просто поворотил направо кругом и беглым маршем ушел в свой лагерь. Русские даже не сразу поняли, что это перед ними происходит… Эти итальянские солдаты и дальше вели себя точно так же… Они не хотели сражаться, и это решение было, по-видимому, непоколебимо, что не помешало злополучным жертвам… погибать сотнями и тысячами от холеры, от гнилой лихорадки, от изнурительных работ и от русских бомб и ядер, которые их находили даже в их лагере. Многие вернулись в Италию инвалидами, а слишком многие и вовсе не вернулись».
Приняли участие итальянцы и в гитлеровском походе на Восток. Терпеть поражения они начали уже в 1941 г.
Константин Провалов, командир 383-й шахтерской стрелковой дивизии, вспоминал:
«Наш первый крупный бой — с итальянским кавалерийским корпусом… Противник, очевидно, хотел подействовать на психику наших красноармейцев и командиров и поэтому после небольшой разведки лавиной пошел в атаку, даже не учитывая невыгодный для него рельеф местности… Грохот орудий, разрывы снарядов и гранат, пулеметная и ружейная стрельба, крик людей, ржание лошадей, пламя огня и сплошной дым — все это образовало бушующую бурю…Бой продолжался около семи—восьми часов и закончился полным разгромом итальянских мушкетеров».
Еще сильнее досталось итальянцам (на сей раз это были альпийские стрелки) в декабре 1942 г., в сражении на Дону. Адъютант Паулюса полковник Вильгельм Адам так вспоминал об этом: «Фронт итальянской армии был окончательно прорван. Соединения этой армии в паническом бегстве оставили свои позиции и бежали на запад».
Удивительно однообразно вело себя итальянское воинство в боях на Востоке. Может быть, сейчас итальянскому военному и политическому руководству пора вспомнить об этом и выводы сделать?
Читайте нас в Telegram, ВКонтакте и Одноклассниках