
К 645-летию Куликовской битвы
21 (8) сентября 1380 года, в день празднования Церковью Рождества Пресвятой Богородицы, состоялась великая Куликовская битва, которая стала главной точкой отсчета пути Руси к независимости от Орды.
Великий князь Дмитрий Иванович Московский разбил ордынское войско Мамая и тем самым запустил процесс роста цивилизации, которую мы сейчас именуем Русским миром.
Историк Лев Гумилёв, оценивая значение сражения на берегах Дона и Непрядвы, отмечал: «На Куликово поле пришли москвичи, серпуховчане, ростовчане, белозерцы, смоляне, муромляне и так далее, а ушли с него — русские».
Конечно, и до 1380 г. русские осознавали свою русскость, но предпочитали жить по отдельным квартиркам — княжествам и землям, мало заморачиваясь общими интересами, а часто даже ненавидя соседей за мелкие или не очень войны и набеги.
Надо вспомнить, что после самой кровавой в истории домонгольской Руси битвы на реке Липице (1216), когда новгородско-смоленская рать разбила противников из Владимиро-Суздальского и Муромского княжеств, победители радовались, словно разгромили иноплеменников, а не соотечественников.
Если подумать обо всем этом, то невольно начинаешь проводить параллели с современной Специальной военной операцией, проводимой Россией на Украине.
Не секрет, что СВО значительно сплотило русских патриотов вне зависимости от их идеологических взглядов, партийной принадлежности и экономических интересов. Но здесь видится только первый фрагмент схожести.
Давайте посмотрим еще. Не секрет, что в XIV веке могущественная Золотая Орда начала приходить в упадок. Паразитарное государство, существовавшее за счет соседей и подчиненных территорий, постепенно утрачивало свою военную силу, а в управлении его развернулась самая настоящая неразбериха.
В конце концов, у власти в Сарае оказался Мамай, не принадлежавший к роду Чингизидов, а потому и вынужденный стоять за троном и менять слабых ханов, как перчатки.
Темнику Мамаю многого не надо было. Он лишь хотел, чтобы сохранялся «порядок, основанный на правилах» Золотой Орды. Подвластные земли дают дань ордынцам, князья ездят за ярлыками на княжение и оплачивают их богатыми дарами, а Орда имеет право вторгнуться куда угодно, «весело» пограбить и увести русских людей в рабство.
Великий князь Владимирский и Московский Дмитрий Иванович такому ходу дел воспротивился. А раз так, то Мамай решил вернуть всё в старое русло и примерно наказать строптивых русских.
Князь Дмитрий, в свою очередь, узнав, что Мамай собрал огромное войско из ордынцев, черкасов, ясов и наемников-генуэзцев, предпочел встретить супостата не в крепости, а за пределами Русской земли.
В те времена территория Куликова поля не входила в состав ни одного из наших княжеств, а «окормлялась» татаро-монголами. Как ни странно, но археологи раскапывают здесь поселения, где жили русские.
Впрочем, не стоит удивляться, во все эпохи находились люди, искавшие личных выгод. Все-таки в каком-нибудь княжестве надо было платить князю или боярину и еще отдавать средства для ордынской дани. Под властью же степняков жилось легче, с теми расплачивались лишь частью урожая: зерно и ордынцам нужно было.
Так что, если порассуждать, то далеко не всем приходилась по нутру политика Дмитрия Ивановича.
Каждая составная часть «Коалиции желающих» Мамая преследовала сугубо свои цели. Черкасы и ясы шли, чтобы просто разжиться за чужой счет, а вот фрязины (генуэзцы) играли совсем на ином уровне. Крымская колония Генуи Кафа не зря дала наемную пехоту Золотой Орде. Генуэзцы кровно были заинтересованы в русской дани, ибо распоряжались ей, перекупив у Мамая, например, те же меха очень ценились в Европе.
У Мамая и его союзников доминировали меркантильные расчеты, русские же шли умирать за свободу братьев, сестер, отцов, матерей, жен и детей на Куликово поле, потому и победили, а князь Димитрий Иоаннович получил вечное (пока стоит Русь!) прозвание «Донского».
Читайте нас в Telegram, ВКонтакте и Одноклассниках