Резервисты прикроют НПЗ
Василий Таран

Резервисты прикроют НПЗ

Россия создает мобильные бригады для защиты ключевых объектов

Накануне президент Владимир Путин подписал закон о привлечении граждан, заключивших контракт о пребывании в резерве ВС РФ, к участию в специальных сборах для защиты критически важных объектов. Как считают эксперты, эта инициатива не только актуальна, но и сильно запоздала.

По словам замначальника Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба ВС РФ Владимира Цимлянского, резервисты будут направляться на сборы для защиты важнейших объектов в своем регионе от атак беспилотников. При этом их не будут привлекать к участию в СВО и выполнению любых других задач за пределами РФ.

Речь идет о создании в России мобилизационного людского резерва армии. Его решено собрать из наиболее подготовленных и патриотичных добровольцев-военнослужащих запаса, бывших сотрудников силовых ведомств. В свободное от основной работы время они смогут организованно крепить тыл в глубине России, участвовать в вооруженной защите жилых массивов и объектов жизнеобеспечения от атак дронов ВСУ.

По словам вице-адмирала Цимлянского, важно не путать резервистов с «контрактниками» — действующими военнослужащими. Главное отличие — совмещение гражданами пребывания в резерве с трудовой деятельностью по основному месту работы. Резервист не является военнослужащим и обладает всеми правами гражданских лиц.

Предусматривается возможность направления резервистов на специальные сборы только на территории своего региона. Основной объект их противодействия — вражеские беспилотники. Резервистам будут выплачивать денежное довольствие как за пребывание в резерве, так и за участие в сборах. Их обеспечат продовольственным, вещевым и иными видами довольствия. Также на них распространяются соцгарантии, компенсации и страховые выплаты, аналогичные военнослужащим.

В ходе подготовки к выполнению задач все резервисты пройдут обучение по огневой, инженерной и медицинской подготовке под руководством инструкторов Минобороны РФ. На это время за ними сохраняются рабочие места, а работодатели продолжат выплачивать им средний заработок. Минобороны компенсирует затраченные работодателем средства после завершения сборов.

По словам военных, ключевые изменения в закон «Об обороне» — появление возможности применения резервистов в мирное время (а не только в период мобилизации, как раньше), а также в организации для них специальных сборов. До этих нововведений правовой режим для резервистов был таков: в мирное время гражданин вел обычную жизнь, а при мобилизации автоматически становился военнослужащим. Новый закон ломает эту бинарную схему, вводя промежуточный режим — спецсборы в мирное время.

Последствия нововведения будут долгосрочными, и после отмены нынешней мобилизации система уже не вернется к старой модели. Зато у России появится законный инструмент в мирное время: проводить не только учебные, но и спецсборы с привлечением резервистов для охраны стратегических объектов. Направлять резервистов для выполнения этой задачи можно в любой регион РФ. Это превращает мобилизационный резерв из пассивного «потенциала на будущее» в активный и гибкий компонент системы безопасности страны.

При этом резервисты не являются военнослужащими до тех пор, пока не будет объявлена всеобщая мобилизация. Или пока они не будут призваны на спецсборы в мирное время. Вне режима всеобщей мобилизации расторгнуть контракт резервиста досрочно, по своей инициативе, можно лишь в строго определенных случаях — например, по состоянию здоровья. После объявления мобилизации отказ становится невозможен в принципе. Срок службы для резервиста, призванного по всеобщей мобилизации — до ее окончания: она объявляется указом президента, она им же и прекращается. То есть, конкретный срок изначально не определен и зависит от общей военно-политической обстановки.

Как считает военный аналитик Юрий Кнутов, резервисты на 80-90% смогут защитить вверенные им объекты.

«Резервистов в России достаточно много, как правило, это хорошо подготовленные люди, имеющие опыт службы в ВС РФ. Очень хорошо, что у нас на государственном уровне, наконец, принято такое решение, хотя оно и несколько запоздало. Стоит вспомнить, что в годы Великой Отечественной войны в СССР были созданы местные силы ПВО — они выполняли второстепенные, но очень важные функции. Они не сбивали самолеты, но тушили зажигательные бомбы, сброшенные фашистами, оказывали первую помощь раненым при бомбардировке городов, сопровождали их в больницу. Из этих отрядов впоследствии выросло Министерство по чрезвычайным ситуациям», - напомнил аналитик.    

По его мнению, сейчас в состав таких местных сил ПВО могут войти мобильные огневые группы, призванные эффективно бороться с украинскими дронами.

«Они могут быть вооружены пулеметами, приборами ночного видения, биноклями для дневного контроля за небом и, возможно, даже переносными ЗРК. Передвигаться они будут, скорее всего, на пикапах, и прикрывать целый ряд важнейших объектов при объявлении воздушной тревоги в регионе, - сообщил он. - На территории РФ расположено большое количество нефтебаз, НПЗ, ТЭС и прочих стратегических объектов. Пока трудно спрогнозировать, какое количество людей понадобится для их защиты, равно как и точные места их дислокации. Думаю, эти расчеты уже произведены в Генштабе РФ. Что касается эффективности, на 80-90% они смогут защитить вверенные им объекты. Для того же, чтобы защитить наши стратегические объекты на 100%, нужна их комплексная защита. Владельцы самих НПЗ и нефтебаз должны защитить свои объекты при помощи системы антидроновых сеток. Пробить такую защиту врагу уже будет намного сложнее, чем сегодня».

По мнению политолога Юрия Кота, многие россияне активно поддержат инициативу президента.

«Государству давно нужно было найти противоядие против тех терактов, которые регулярно организуются западными спецслужбами на территории РФ руками украинских операторов дронов. Ведь в планировании полетов украинских БПЛА принимают участие многие службы — ЦРУ, MI 6, специалисты спутниковой разведки и т.д. Западные спецы также весьма подробно изучают расположение наших систем ПВО, их возможности, расписание боевых дежурств, - сообщил он. - При помощи таких терактов противник старается «выносить» наиболее чувствительные для нас объекты. Например, он бьет по установкам по переработке нефти на НПЗ, произведенным на западе, а также сложному оборудованию на электростанциях, химзаводах, нефтепроводах».

Привлечение резервистов — очень взвешенное решение президента РФ, указал Кот.

«В России есть много людей, которые по ряду причин не могли заключить контракт и пойти на СВО, но при этом хотят верой и правдой служить Родине, потому что любят ее всем сердцем. До последнего времени вопрос мобилизации активных патриотов России стоял очень остро, и сейчас глава государства, наконец, дал им возможность реализовать свое желание. Это происходит на фоне того, что Европа фактически открыто ведет подготовку к войне с РФ: инвестирует в свой ВПК, открывает новые военные базы и полигоны у наших границ. А сотни тысяч новых резервистов — это весьма серьезная сила».

Сегодня, по данным Минобороны РФ, ежемесячно по 30-40 тыс. россиян заключают контракты с Минобороны и уходят на фронт, напомнил он.

«А резервистов, желающих защищать наши ключевые объекты, в стране может найтись еще больше. При этом на случай войны с европейскими странами Россия всегда будет иметь под рукой обученный и подготовленный резерв. По «резервистскому» призыву могут наверняка пойти те люди, которые ранее были вполне успешны «на гражданке», и в боевых условиях они проявят свои лучшие качества. Для русского мужчины желание защищать свою Родину с оружием в руках вообще является одним из основных. Уверен, что россияне активно поддержат эту инициативу Владимира Путина», - считает политолог.   

Самая главная задача резервистов на сборах — научиться действовать четко и слаженно, продолжил эксперт.

«Каждая мобильная огневая группа должна четко представлять, какую территорию она защищает, какие у них есть для этого инструменты. Ведь большинство украинские БПЛА нынешних модификаций можно сбить даже из хорошего охотничьего ружья, не говоря уже о пулемете. Думаю, что на сборы будут призваны и люди, уже имеющие боевой опыт СВО, и члены патриотических организаций — таких, как «Русская община» или «Сорок сороков». Это — православные русские люди, которые прекрасно умеют организовываться, они с радостью послужат на защите важнейших объектов нашей Родины», - заключил Юрий Кот.