С чем президент Казахстана прилетел в Москву
11-12 ноября 2025 г. в Москву с визитом прибыл президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Согласно анонсам Астаны, он будет говорить с Владимиром Путиным об укреплении дружбы и новых проектах. Буквально неделю назад в ходе визита в Вашингтон он открыто восхищался Дональдом Трампом и обещал инвестировать в экономику США,
В преддверие визита в Москву президент Токаев сообщил, что Россия и Казахстан подпишут «Декларацию о всеобъемлющем стратегическом партнерстве и союзничестве», назвав это «одной из ключевых целей визита в Москву». «Этот документ откроет новую эру в двусторонних связях, подтвердит беспрецедентный уровень взаимного доверия и готовности к более тесной работе по всем направлениям», - заявил казахский лидер российским СМИ.
Он также отметил, что отношения Москвы и Астаны влияют на геополитические процессы на всем евразийском пространстве. А две страны связаны «по-настоящему образцовыми межгосударственные отношениями даже в условиях санкционной вакханалии». Основными темами его встречи с Владимиром Путиным названы российско-казахстанское сотрудничество в торгово-экономической, политической и гуманитарной сферах.
Впрочем, верить сладкоголосым обещаниям Токаева оснований у России не слишком много. Хотя бы в силу того, что Казахстан не только присоединился к антироссийским санкциям Запада, но и временами старается соблюдать их с особым рвением, не пропуская тысячи тонн товаров, следующих из Китая в нашу страну. Или потому, что в Астане, похоже, не испытывают ни малейшей благодарности к Москве — за то, что в январе 2022 г. воинский контингент РФ в рамках договоренностей ОДКБ спас казахского лидера от мятежа мамбетов.
Еще одной причиной настороженности Москвы может служить недавний визит Токаева в Вашингтон, куда он отправился вместе с лидерами других стран Средней Азии – Таджикистана, Кыргызстана, Узбекистана и Туркмении. Там Токаев выражал Трампу «искреннюю признательность» за приглашение и подчеркивал «единство целей с США во внутренней и внешней политике». И даже по инициативе Трампа присоединился к Авраамским соглашениям по Ближнему Востоку.
В Вашингтоне Токаев заключил контракт на $4,2 млрд. с корпорацией Wabtec Corp на поставку 300 грузовых локомотивов, он стал крупнейшим в истории страны подобным соглашением. Wabtec уже много лет работает в Казахстане, инвестировав с 2009 г. $230 млн. и выпустив более 600 локомотивов.
Кроме того, в Астане объявили о контракте с западными лабораториями RCI Inspection и Paragon по созданию геоаналитического центра, цифровых архивов, внедрению инноваций и т. д.
По итогам визита Токаева в США Запад получит доступ к казахским редкоземельным элементам, а Астана — бумажные сертификаты, совместные проекты и малый процент от прибыли по типу сделки с Украиной. Причем США пообещали добывать там редкоземельные металлы на своих условиях: оборудование для добычи и сервис — только американские, кредиты — только в долларах. Всего на саммите Казахстан предложил $17 млрд. инвестиций в экономику США, из них $4,2 млрд. — на локомотивы, еще $ 2 млрд. — на микрочипы от компании Nvidia.
На Западе знают, что Казахстан богат ресурсами — только в 2024 г. там добыли 87,9 млн тонн нефти. Также республика — крупнейший поставщик урана, меди и титана. Но знают и то, что некоторые свои обещания Астана может и не выполнить. Например, она так и не присоединилась к созданию Транскаспийского коридора, а переговоры с западными компаниями о совместной добыче лития и других редкоземов ведутся уже не первый год.
Как считает руководитель петербургского Центра изучения стран Дальнего Востока Кирилл Котков, в идеале Штаты хотели бы добиться усиления своего влияния в Казахстане и Средней Азии в целом.
«И, соответственно, ослабления влияния там Китая и России. Казахстан – ключевой партнер и самая проамериканская страна в регионе. Более того, в перспективе он может стать «второй Украиной». Проводя параллели с Незалежной, экс-президента Назарбаева можно назвать «казахским Кравчуком», а нынешнего лидера Токаева — «казахским Кучмой». В силу специфики самой страны — относительно небольшое население, избыток природных ресурсов и т.д. — те процессы, которые быстро шли под контролем Запада на Украине, в Казахстане идут замедленно. Но суть западной политики в этой стране — примерно та же», - говорит Котков.
Особенный упор на Казахстане администрация Трампа делает в силу того, что эта страна — один из главных поставщиков урана на американский рынок, где казахские поставки занимают едва ли не треть его потребностей.
«В Казахстане есть крупные залежи редкоземельных металлов, ставших для Трампа после столкновения с Китаем своеобразной «идеей-фикс». В ближайшие годы Америка сделает все, чтобы снизить свою зависимость по редкоземам от КНР. Американские компании совместно с казахами уже ведут разведку месторождений этих металлов в Костанайской области, - указал аналитик. - Значительную часть казахских доходов приносит нефть. Но большие доли ее месторождений принадлежат британским и американским компаниям, там очень сильны позиции той же Exxon Mobil. Для Запада это – очень мощный рычаг давления на Астану».
Почти все месторождения В Казахстане находятся на западе страны, в Прикаспийских регионах. Поэтому самые экономически благополучные города в стране — это Гурьев и Актау.
«Население западных регионов — это казахи младшего жуза, имеющие серьезные разногласия с другими казахскими кланами. Наличие у них больших месторождений нефти — отличная база для сепаратистских настроений, которые Запад прекрасно умеет подогревать. С 2014-го в Западном Казахстане периодически проходят локальные протесты, в итоге вылившиеся в «казахский Майдан» 2022-го. Владея природными богатствами страны, Запад будет серьезно влиять и на ее политику, - предположил эксперт. - Через Казахстан идет огромная часть грузового транзита из Китая в РФ, который регулярно тормозится из-за того, что Астана старается соблюдать антироссийские санкции. Наконец, Казахстан стратегически удобно дестабилизировать, ведь он расположен прямо между КНР и Россией. «Раскачав» очередной Майдан, можно надолго создать головную боль Пекину и Москве».
По мнению аналитика, сегодня у Москвы под рукой не так уж много инструментов, чтобы усилить свое влияние в Средней Азии.
«Конечно, это укрепление гуманитарных связей, проведение всяких «годов Казахстана в РФ» или «праздников плова». Все наши «братские» меры, реализуемые через Россотрудничество, все больше укрепляют среднеазиатов во мнении, что «Россия сегодня ослабла». Объединения вроде ШОС или ОДКБ — в основном симулякры, раскручиваемые внутри самой РФ. Сотрудничество с азиатами не укрепить при помощи саммитов и конференций под благостными лозунгами. Нужны «железная рука» и новая индустриализация России, а также общая смена курса взаимодействия с ними. Нужны совместные проекты в этих странах, которые будут реализовывать российские спецы. Не можете отдать кредит — отдавайте нам вот этот порт или газопровод. Нам нужно брать пример с китайцев, а не списывать кредиты «братьям по СНГ» лишь для того, чтобы выдать новые. Экономическое влияние должно неизбежно перетекать в политическое. Россия должна вести себя в Средней Азии как империя, а не хлопать по плечу тех, кто привык уважать только силу. Не может огромная сильная держава вставать на один уровень со странами, которые объективно меньше, слабее и появились на карте лишь в 20-м веке. Это воспринимается как признак слабости, и не только в Средней Азии», - заключил Котков.
Читайте нас в Telegram, ВКонтакте и Одноклассниках