На Рождественской «литургии» у пятидесятников
Игумен Кирилл (Сахаров)

На Рождественской «литургии» у пятидесятников

Хочу вам рассказать о том, как я побывал у протестантов на ночной Рождественской, как они называют, литургии. Причем, слово «литургия» я впервые встречаю в их обиходе. Обычно звучат — «хлебопреломление», «вечеря любви», а здесь «литургия». Невольно подумалось: «Косят под Православие».

У меня давняя история с подобными посещениями. Понятна цель — изучение, критический разбор. В течение ряда лет я обязательно бываю у инославных один раз у кого-то на Рождество, у кого-то на Пасху. Интересно, что праздновали по новому стилю. Обычно они в этом плане не выделялись раньше. По крайней мере, баптисты отмечали Рождество по старому календарю. А здесь на западный лад по новому стилю.

На 11 вечера мероприятие было назначено. Я уже бывал в этом месте на ул. Корчагина, в бывшем кинотеатре. Вывеска: «Христианская Евангельская Церковь» — «Слово Жизни».

…Внутри бурлит народ, обстановка вполне демократичная — никто никого не спрашивает, никакого фейс контроля, хотя, проход через металлоискатель. Развалы литературы, коридоры пропахли кофием — этот напиток активно потребляют до начала собрания. Большой зал, на сцене написано: «Литургия». Стоит стол, на нем что-то похожее на наши Чашу и дискос, накрытые типа наших покровцов. Лицом к собравшимся пастор (или пресвитер), несколько десяток лампадок, видимо, с электрическими лампочками. Здесь же расположился ансамбль, вооруженный трубой, электрогитарой и фисгармонией. Барабанщик почему-то был изолирован прозрачной стеклянной стенкой, может быть для того, чтобы гасить излишние децибелы громкости.

В зале, думаю, было не меньше полторы тысячи человек, в основном, молодого возраста. Это были не просто пятидесятники, отличительная особенность которых от прочих протестантов — говорение на иных языках — глоссолалии — то, что было в день Рождения Церкви, когда Дух Святый в виде огненных языков сошел на собравшихся учеников Христа: «И внезапно явились им разделяющиеся языки, почившие на каждом из них, и все стали говорить на иных языках о славных деяниях Божиих».

Что это были за языки и почему этот дар был явлен? Скорее всего, это были языки исторические, которые были в окружающем мире и для целей проповеди, целей миссии необходимо было знание языков. То есть, чудесным образом Господь явил знание языков для первоначальной Церкви Христовой. Кроме того, язык был, как язык вдохновения. Это могло быть нечленораздельное, эмоциональное обращение к Богу, как они говорят «Дух накатил». Некая такая безсвязная речь, абракадабра, по сути. Но, для того чтобы понять, были пророки, которые толковали эти речи.

Вот эта особенность пятидесятников. А то, что они харизматы, это значит, что они приняли стилистику, вполне такую современную, модерновую, выражающуюся в громкой ритмичной музыке, эмоциональных выкриках, поднятии рук, притоптываниях и прихлопываниях. И здесь никак не обойтись без хорошей музыки, довольно громкой по децибелам. Невольно думаешь: «Вряд ли заговорят на иных языках, если их достаточно не разогреть в этом плане».

И действительно, был определенный разогрев в самом начале, когда довольно громко звучало это музыкальное сопровождение. При входе в зал вывеска: «Добро пожаловать в Церковь». Девушка с улыбкой всех приветствовала. В процессе собрания использовалась светомузыка. Невольно думаешь: «Вы отрицаете обрядность, но эти лампадки, светомузыка, вообще музыка — это тоже определенный ритуал». Пастор призвал: «Давайте будем молиться, и прославлять Его». Под мощные децибелы все запели, прихлопывая: «Бог — наш фундамент, скала и основание». Довольно простенькие такие тексты. Они ритмично возглашались, неоднократно повторялись, заводя собравшихся. Все тексты песнопений и тексты цитированных стихов из Священного Писания воспроизводились на двух языках — русском и английском. Было два таких экрана справа и слева, где все это можно было читать.

Это сильная сторона протестантов — насыщенность Священным Писанием. То, что мы называем паремиями, то есть отрывками из Ветхого Завета применительно к какому-нибудь празднику. Здесь в обилии зачитывались отрывки из книг пророков Исаии, Иеремии и др. В этих пророчествах, допустим, Даниил предсказал «Семь седмин» — время явления в мир Мессии. Другой пророк предсказал место Рождения Мессии – город Вифлеем: «И ты Вифлеем не меньше других городов Иудовых». Естественно, знаменитое из Исаии, по-славянски так звучит: «Се Дева зачнет во чреве, и Родит Сына Емануила, еже сказаемо (что значит) – с нами Бог». Это как бы краеугольный ветхозаветный текст о Рождении будущего Мессии. Было апостольское чтение, тоже нам знакомое, которое читается на Рождество: «Когда наступила полнота времен, Бог явил Сына Своего» и т.д. И сам текст Рождества, как это произошло.

Вот это сильная сторона — насыщенность собрания текстами из Священного Писания. В этом плане мы все-таки отстаем. Наши проповеди не насыщены в достаточной степени Священным Писанием. «Ты — покров, якорь для жизни», «Проснись душа и пой» — аплодисменты в ритм. Конечно, для молодежи это раздолье, раскованность. Ни одной женщины не было в платке, большинство было в брюках. Невольно думаешь: «А как же вы, декларируя верность Священному Писанию, где прямо говорится у апостола Павла о необходимости женщине покрывать голову, и еще в Ветхом Завете говорилось о том, что мерзость пред Богом, когда женщина одевается в мужскую одежду, а мужчина в женскую?».

Был большой Крест четырехконечный на католический лад с подсветкой. «Твое Имя славно, Твое имя чудно». Невольно приковывал внимание барабанщик, он был виртуозом. Говорили, что есть еще одна барабанщица — девушка с длинными белыми волосами, которая, как белка в колесе, извивалась вокруг этих барабанов. Я подумал: «Наверное, невольно взоры мужской части собравшихся будут обращаться в эту сторону, естественно, отвлекая от того, для чего собственно собрались».

…«Твое Имя выше всех». Пастор: «Мы прочитаем стихи из Библии, вы не против?» — обращается к собравшимся. Или: «Скажите: аминь». Еще в книге Бытие было предсказано о том, что будет поражен этот древний змий: «Вражду положу между им и Тобой» — и т.д. — «Я пошлю им Пророка и вложу Мои слова в Его уста» — это в книге Второзаконие. «Ночь и день буду славить Тебя».

Заметьте, на собрании было только прославление, покаяние здесь излишне. Почему? Потому что согласно доктрине протестантов (этим термином мы обозначаем всех — баптистов, адвентистов, пятидесятников и др.): ты уверовал, и ты уже спасен и твои грехи прощены. Это от Лютера идет, который будучи католическим монахом, не мог справиться с искушениями плотскими и пришел к выводу, что сам человек ничего не значит — только благодать Божия, только благодатью спасаемся, только верою спасаемся. Все это от Лютера идет, который был полуевреем, а Кальвин, другой учитель протестантизма, был евреем.

«И начало, и конец — Ты достоин славы». Конкретно о Вифлееме пророчествовал Михей. Красивое песнопение, очень известное — «Тихая ночь» — это о Рождественской ночи, оно такое универсальное. Девушка в брюках, без платка, прохаживаясь по сцене, задавала тон этому и другим песнопениям.

…Я стал записывать где-то с середины, не сразу. Пастор цитировал Тертуллиана — учителя Церкви, правда, не второго века (как сказал пастор), а третьего века. Он писал, что Тот, Которого не могли вместить небеса, вместили ясли — Богомладенца Христа. Прозвучал Символ Веры. Обратил внимание, что в том члене Символа Веры, где говорится о Духе Святом, не раскрывается учение об Его Исхождении только «от Отца», как у православных, или еще «от Сына» (филиокве), как у католиков.

Насчет причащения. Его протестанты понимают, как воспоминание только Тайной Вечери. А мы понимаем буквально, и в этом плане непонятно, почему они изменяют своему принципу буквального понимания Священного Писания. Ведь прямо сказано, и мы сегодня слышали за Литургией: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, которое за вас ломится во оставление грехов». И о Чаше: «Сия есть Кровь Моя …». Проповедник плавал: «Будем причащаться сегодня к Телу и Крови Христовой. Будем причащаться Телом и Кровью Христовой». В общем, непонятно, чему они причащались. И как это произошло?

У нас четкий чин, четкие моменты во время пения: «Поем Тя, благословим Тя». Происходит претворение, превращение хлеба в Тело, а вино в Кровь. Здесь непонятно — почитали, помолились, а даже эти слова, которые у католиков считаются совершительными, а у нас, как только установительные слова, предваряющие само освящение на «поем Тя», когда троекратно священник призывает Духа Святаго. Затем благословляет хлеб — Агнец на дискосе и вино в Чаше, потом это все вместе со словами: «Преложи я (то есть, их) Духом Твоим Святым» (так по старопечатному тексту). А тут непонятно, когда это произошло.

После Символа Веры было краткое исповедание грехов — непонятно — это покаяние или напоминание, воспоминание. И затем, после этого пастор произносит: «Во имя Иисуса Христа я провозглашаю прощение грехов». То есть, грехи прощены уже в результате искупительного подвига Иисуса Христа и нашего приобщения к Нему через уверование, а здесь это как бы напоминание — провозглашаю то, что уже совершено. То есть, никакого покаяния, как такового здесь нет! Если у нас такая длительная подготовка, неделя (строго по правилам) сухоядения. Я вчера еще прочитал, что в период сухоядения определенное количество поклонов с молитвой Иисусовой. Я все это уменьшил в 10 раз и включил в расписание. В 10 раз меньше, чем положено.

Да, «Верую в Триединого Бога» — не все протестанты разделяют доктрину о Боге Триедином. Есть те, которые веруют не в Троицу, а в единого Бога (унитарии). Получается, Христос не является для них Истинным Богом. «Твоя личность велика, не могу представить жизнь без Тебя». Вот такие простенькие стишки.

Потом стали подходить к сцене. Под сценой один столик с подносом, на котором были типа облаток таких кругленьких, они брали их, а дальше я не видел, но говорили, что из стаканчиков испивали. Сейчас копни их, «причастившихся», и ты выявишь там и смертные грехи, естественно, никакого поста перед этим, ни исповеди. Оцените величие и богатство Православия.

Теперь я продолжу – то, что у меня записалось. Пастор: «Подготовьте свое сердце, чтобы принять Господа Иисуса Христа. Библия говорит, что, принимая хлеб и вино, мы причащаемся к Телу и Крови Христа. Каждый, кто ест и пьет, не осознавая значения Тела Господа, ест и пьет себе в осуждение».

«Давайте возьмем минуту тишины и заглянем в свое сердце».

Получается, что только тот, кто не сознает, что он причащается к Телу и Крови, он недостойно причащается, а тот, что с грехами, конкретно не раскрытыми, не проговоренными, не отпущенными при посредстве священника?

Прозвучало краткое исповедание грехов: «Святой и Праведный Бог, я часто согрешаю в мыслях, словах и делах. Я не всегда любил Тебя больше всего другого, не любил ближнего, как самого себя. Сейчас я молю о помощи, чтобы осознать мои грехи и отвратиться от них. Посмотри на меня, милостью Твоей, прости мои грехи во имя Иисуса Христа Господа моего».

Опять: «Прости мои грехи». Так прощены они или не прощены? Плавают они в этом вопросе.

Пастор: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Во имя Иисуса Христа я провозглашаю отпущение».

«Я провозглашаю». Не: «Я прощаю, силою, данною мне свыше», как православный священник.

Пастор: «Да, это действительно правильно, верно и благословенно, чтобы мы всегда и во всем благодарили и прославляли Тебя, Всемогущего Отца, Святого Бога через Иисуса Христа, нашего Господа. Он отдал Себя за нас, чтобы в нем мы стали святым народом, спасенным Им в чудный свет. В Нем мы имеем жизнь с избытком, поэтому вместе со всеми верными всех времен и поколений и со всем многочисленным воинством небесным будем славить Твое святое Имя».

Самое главное что? Никакая Евхаристия (причащение) не может быть истиной, если она не совершается законно рукоположенным священником, имеющим апостольское преемство от Христа и апостолов. Как вы, будучи не признаны, не пройдя необходимое полноценное рукоположение от епископа, имеющего апостольское преемство, как вы можете дерзать совершать Евхаристию — простецы, избранные народом.

Полтора часа всё это продолжалось. Да, настроение. Да, подъем духа, но насколько это глубоко, а главное, насколько все это основательно, это уже другой вопрос.