Принудить РФ к заморозке конфликта на условиях запада не получится
На украинском направлении для США предельно важно не только сохранение прозападного киевского режима, как орудия против России и гаранта передачи США еще оставшихся богатств Украины, но и утверждение своего статуса высшего арбитра, судьи и, вообще, хозяина планеты. И чтобы, закрепившись в этом ранге, приступить к реализации других планов, которых у Трампа громадьё, ему нужно как можно скорее закрыть украинский кейс. С этим и связана заметная активизация усилий США на этом направлении, выразившаяся не в конструктиве, а, увы, в попытках давления на …русских.
Постпред США при НАТО Мэттью Уитакер в эфире Fox News объявил, что соглашение о завершении вооруженного конфликта России и Украины, возможно, «уже на пороге». Далее он заметил, что пленение президента Венесуэлы Николаса Мадуро является «частью стратегии сдерживания» и «посылает сигнал всем противникам США, которые должны обеспокоиться». Можно предположить, что именно это событие и внушает Уитакеру оптимизм относительно скорого завершения конфликта на Украине. На то, что угрожающие намеки постпреда США обращены именно к России, указывают его комплиментарные оценки усилий «коалиции желающих».
Еще более очевидная угроза в наш адрес прозвучала на брифинге Трампа, когда на вопрос журналиста: «Отдадите ли вы когда-нибудь приказ о захвате Владимира Путина?» — он ответил, что, несмотря на разочарование российским лидером, надеется, что в этом не будет необходимости. Хорошо известно, что все вопросы для президентских брифингов, даже «скандальные», заранее согласовываются. То есть, данный эпизод был ничем иным, как месседжем Москве.
В качестве других «символических посланий» стало участие спецпредставителей Трампа Кушнера и Уиткоффа в саммите «желающих», чего раньше не случалось. И хотя они не подписали итоговую декларацию, польский премьер Туск объявил о создании «европейско-американского формата по Украине». Далее Трамп объявил о том, что поддержал законопроект о новых санкциях против РФ, но пока не пустил их в действие. И, наконец, последовал захват американским спецназом танкеров, перевозивших венесуэльскую нефть и поднявших российский флаг.
И если риторические выпады и угрозы можно просто проигнорировать, то захват нефтеналивных судов, грозящий парализовать морскую торговлю, — это по-настоящему серьезный вызов. Тем более что, комментируя происшедшее, министр войны США Пит Хегсет объявил, что теперь американские военные будут везде действовать таким образом в отношении «подсанкционных» судов. В ЕС тут же дали понять, что готовы подключиться к таким пиратским акциям. Представитель Еврокомиссии по иностранным делам Анита Хиппер заявила, что каждая страна ЕС может самостоятельно решать, брать ли ей на абордаж российские и «теневые» танкеры или нет.
А глава британского МИД Иветт Купер объявила, что Лондон начал готовить правовую базу для захвата танкеров в координации с европейскими союзниками. Причем часть денег, вырученных от продажи захваченной нефти, может быть передана киевскому режиму.
Впрочем, надо учесть, что без американской поддержки ни «Владычица морей», ни другие страны НАТО не рискнут, да и не смогут начать массовый захват танкеров. То есть, полностью делегировать «каперские» функции по борьбе с «теневым флотом» не получится.
После пиратских атак и угроз их продолжать и расширить Кремлю передали «парижскую редакцию» плана Трампа и стали ждать его реакции. Американский глава решил зайти сразу с самых больших козырей в отчаянной надежде заставить Москву сказать «пас». Но этого не произошло. Россия с невозмутимым видом продолжила игру. Причем никаких комментариев относительно переданных предложений не прозвучало.
Еще до получения нового варианта соглашений российское руководство повторило неизменность своих требований, публично и категорически отвергло возможность присутствия на территории Украины иностранных войск и прочие новшества, предложенные «желающими». И молчание по поводу переданных в Париже Кириллу Дмитриеву предложений показывает, что Москва просто не видит предмета обсуждения и не считает нужным повторять уже сказанное.
Но что, если Трамп не блефует и США действительно, не заботясь о последствиях, намерены захватывать все российские и перевозящие нашу нефть танкеры, да еще его примеру последуют европейские страны? И если в акватории Балтийского моря наливники могут прикрыть корабли и авиация Балтфлота, то, скажем, в водах Атлантики, где американцы и их союзники имеют очевидное многократное превосходство, все это будет гораздо сложнее. Да и не сумеет наш ВМФ обеспечить проводку всех танкеров, перевозящих нашу нефть.
Но парадокс заключается в том, что венесуэльская операция Белого дома, которая, возможно, и нанесла нам определенный имиджевый урон, укрепила наши позиции в другом. Прямые поставки венесуэльской нефти крупнейшему покупателю — Китаю фактически прекращены. На днях стало известно, что два китайских супертанкера Xingye и Thousand Sunny, шедших за венесуэльской нефтью, развернулись и отправились в КНР. Несколько недель стояли на якоре в Атлантике, ожидая инструкций на фоне блокады и политического кризиса в Венесуэле, но, поскольку нефтяное эмбарго в отношении Каракаса продолжает действовать, они легли на обратный курс.
Прекращение неконтролируемых Вашингтоном прямых поставок нефти из Венесуэлы в Китай — одна из целей Трампа, судя по всему, им уже достигнутая. Однако Пекин будет компенсировать отсутствие венесуэльской нефти увеличением поставок российской нефти. Если же предположить, что американскому лидеру удастся достичь «успеха» в Иране, то Китай лишится еще одного поставщика энергоносителей, и российские поставки будут увеличены еще больше.
Несмотря на примирительные заявления Трампа, продолжения иранского кризиса нельзя исключать; во всяком случае, американская авианосная группа продолжает движение к Персидскому заливу. Логика происходящего такова, что она прямо-таки подталкивает Россию и Китай к укреплению сотрудничества, причем не только экономического, но и военного. Вполне вероятно, что для противодействия агрессивному империализму, игнорирующему международные правовые нормы, наши страны будут вынуждены создать военный альянс, к которому могут присоединиться и другие страны евразийского пространства. Едва ли об этом мечтает Вашингтон.
Да и продолжение морского разбоя может привести к неприемлемому для запада уровню эскалации, грозящей вылиться в мировую войну. Это не тот случай, когда Трамп рискнет идти ва-банк. То есть, главный его козырь, скорее всего, оказался блефом.
Отсутствие публичной реакции Москвы на переданный «парижский вариант» плана Трампа вызвало в Вашингтоне опасение, что в Кремле сочли эти, скажем прямо, хамские предложения и захват танкеров основанием для сворачивания переговорного трека, что стало бы для Трампа если не катастрофой, то крупной неудачей.
И американский лидер предпринял ряд «примирительных» шагов в духе ставших традиционными трамповских «качелей». Прежде всего, у Москвы запросили согласие на визит Уиткоффа и Кушнера, чтобы они могли «обсудить с Путиным мирный план по Украине».
Далее Вашингтон затребовал прибытие украинской делегации в лице Умерова, Буданова и Арахамии для нового согласования уже, якобы, согласованного в Париже плана. Но не получив и после этого желаемого, Трамп пошел на крайние меры — объявил Зеленского главным препятствием мира на Украине, и это его заявление было наконец отмечено в Москве. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков указал, что Кремль согласен с позицией Трампа, что именно Зеленский тормозит мирный процесс.
Но в этот же день американского лидера ждало новое разочарование. Выступление Президента России на церемонии вручения верительных грамот иностранными послами в Кремле обозначило радикальное отличие позиций нашей страны от американских взглядов, обозначенных в последние дни. Владимир Путин отметил, что Россия выступает за укрепление центральной роли ООН в мире, той самой, которую команда Трампа называет «никчемной организацией». Таким образом, он дал понять, что задуманный Белым домом «Совет мира» под руководством главы США как некая альтернатива ООН не получит ни поддержки, ни даже молчаливого согласия.
Кроме того, по словам Путина, в Москве не теряют надежды, что наши контрагенты наконец поймут необходимость устойчивого мира и займут конструктивную позицию. Если же этого не произойдет, Россия будет добиваться своих целей военным путём. Таким образом, Трамп получил исчерпывающий ответ и на попытки давления на РФ, и на свои манипуляции.
«Единственная карта Зеленского» (как сам себя назвал глава американского Белого дома в интервью газете The New York Times) бита. «Мирная инициатива» Трампа была вызвана к жизни не его гуманизмом, а успехами наших воинов, перемалывающих в тяжелых боях военную технику и ресурсы коллективного Запада. Это и привело Белый дом к осознанию неизбежного поражения и к стремлению сойти с поезда, несущегося в пропасть, и «зафиксировать убытки». В свою очередь, Кремль, руководствуясь прагматизмом, нежеланием загонять противника в угол и намерением минимизировать неизбежные жертвы, предоставил Вашингтону возможность спасти лицо. Однако Белый дом воспринял российское великодушие как возможность вывернуть ситуацию и превратить свое фактическое поражение в победу. Но эта игра была немедленно пресечена — Трампу напомнили, что мирное соглашение нужно ему гораздо больше, чем Москве, которая хоть и не стремится к эскалации, но к ней готова. И данная позиция нашего руководства вселяет надежду на то, что мы выиграем не только войну, но и мир, что в истории нашей страны случалось не всегда.
Читайте нас в Telegram, ВКонтакте и Одноклассниках