Павел Аристархов

Архиепископ Феофан зовет на мученичество

В самом начале второй чеченской кампании нынешний премьер Владимир Путин заявил о геноциде русского населения, происходившем в годы бандитского правления на всей территории Чеченской Республики.

Но, к сожалению, дело дальше этой декларации не продвинулось. Несмотря на то, что число убитых, замученных, изгнанных, ограбленных и изнасилованных русских и русскоязычных жителей республики шел на десятки тысяч, ничего не известно о процессах, где бы на скамье подсудимых находились обвиняемые в геноциде. Более того, по мере того, как административная, а затем и военная власть в республике передавалась в руки местным представителям, о жертвах «дерусификации» Чечни вспоминали все реже. В конце концов, даже изгнанные из республики оказались забытыми. Их подавляющее большинство не получило никаких компенсаций и выплат, из столь щедро раздаваемых Центром жителям Чечни.

По мере того, как российские войска взяли под контроль северные «русские» районы – старинные казачьи земли республики, отток казачьего, русского, русскоязычного населения только усилился. Объяснялось это просто. Во время масхадовского «правления» уехать из республики было рискованно – могли расстрелять на любом бандитском «блокпосту», а уж ограбили бы непременно.

С приходом российских войск появилась возможность не только безопасно уехать, но и вывезти свое имущество. Особых надежд на приход наших войск не было, особенно после того, как боевики и преступники возвращались в станицы, и многие из них устраивались в администрацию и милицию.

Жительница станицы Новотерской, подрабатывавшая на кухне в Сводный отряд милиции, дислоцированного там до 2006 года, рассказывала: «Я здесь, пока здесь русские милиционеры. Если они уйдут, нам житья не будет. Сами чечены говорят: как только их выведут – вам конец. Все те, кто осенью 1999 года сбежали в горы – главные ваххабиты, все вернулись, и спокойно ходят по улицам».


Несмотря на режим контртеррористической операции, русских жителей республики продолжали убивать. Продолжался и русский исход. В процессе становления республиканского МВД в него приехало работать на постоянной основе много сотрудников со всей России, но к 2007 году в результате вполне определенной политики их практически не осталось.

На этом фоне удивительно прозвучало заявление архиепископа Ставропольского и Владикавказского Феофана, который считает, что нужно призвать к возвращению в Чечню русских учителей. С таким предложением он обратился на встрече в Грозном к президенту республики Рамзану Кадырову. Архиепископ Феофан отметил, что наступает Год учителя, объявленный президентом РФ Дмитрием Медведевым. «Все помнят, что до военных действий в Чеченской Республике было много русских учителей, - сказал он. - Их возвращение стало бы своеобразным мостом, соединяющим культуры наших народов».

Рамзан Кадыров отметил, что в Чечне действует программа возвращения русскоязычного населения. «Люди возвращаются и устраиваются на работу. Мы им по мере возможности выделяем жилье, оказываем поддержку, чтобы они могли обустроить свою жизнь в Чеченской Республике», - сказал президент. Он подчеркнул, что в республике не существует расслоения общества по национальным признакам (наверное, потому, что в настоящий момент республика мононациональна. – прим. П. А.). Кадыров выразил уверенность, что призыв архиепископа Феофана тоже будет способствовать возвращению в Чечню русскоязычного населения.

В этой связи сразу же приходит на память известная в Интернете история молодой учительницы, еще в советские времена распределенной в школу в одном ауле. Ее ученики похитили ее и превратили в секс-рабыню. В какой-то момент это стало известно старикам, которые обеспокоились нравственностью подрастающего поколения. Истерзанную и сломленную девушку не убили (дело было еще в советские времена), а вывезли и бросили за пределами республики. По факту даже было возбуждено уголовное дело,  окончившееся, правда, ничем. Пострадавшая долго лечилась в психиатрической клинике, а потом совершила самоубийство.

А вот, что сказала изданию «Южный репортер» Людмила, преподаватель музыки, которая родилась и выросла  в Грозном, там же вышла замуж и родила дочь, и чья история мало чем отличается от историй 300 тыс. других русских, покинувших Чеченскую Республику с начала 1990-х: «Мы уехали из Чечни летом 1995 года… Мы попали под первую, самую главную «раздачу». Моя квартира сгорела полностью, во время обстрела погиб муж. Семь месяцев мы провели в подвале. Делать в Грозном нам было больше нечего. В Ростовской области мы живем уже 10 лет. Говорить о каком-то возвращении – смешно. Того, довоенного, Грозного нет. И уже никогда не будет».  

А вот что сообщает другой житель республики: «Вновь обозначаю тезисы о проблемах существования православных русских в Чечне:
1) У нас не будет возможности сохранить свой язык, нет перспектив для воспитания наших детей;
2) Нет возможности защитить наши храмы от вандализма (стан. Ассиновская – храм превращён местными жителями в туалет, стены в алтаре исписаны бранными словами в адрес русских; стан. Ищерская – в храме периодически бьют окна, а изображения креста обкидываются комьями грязи; стан. Мекенская – храм почти растащили на стройматериалы и мн. др., коли не верите – приезжайте посмотреть)
3) Нет надежды на то, что исламское население престанет относиться к христианам иначе, чем сейчас.
4) Нет возможности организовать казачество, так как в республике нет законов о казачестве. Да и с законами казаки долго в Чечне не протянут (казак – красная тряпка для чеченца)

Это основное. Очень прошу отнестись ко мне с пониманием. Каждый день нам приходится осознавать, что русские здесь никому не нужны. Чеченца тронуть нельзя, так как у него тэйповое родство и сразу потянется цепочка кровной мести, а русского тронуть можно, так как он не защищён никем, кроме Бога. Такое вот положение».

Но есть и другие аспекты проблемы. «Южный репортер» приводит слова  заместителя министра по национальной политике, печати и информации ЧР Василия Светличного: «Безработица в Чечне составляет 75 процентов. Какие бы программы по возвращению русских мы не принимали, только раскачаем ситуацию. Если создать лучшие условия для одной группы людей, это вызовет недовольство других…
… Безусловно, есть противники возвращения русских, - говорит русский замминистра Василий Светличный. В основном среди тех, кто по-прежнему не ушел от мысли о возвращении шариатского правления».

Сергей Маркедонов – заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа, кандидат исторических наук, считает, что в вопросе о возвращении русских важна оценка чеченских историков, журналистов, тех, кто пытается претендовать на роль интеллектуальных лидеров республики. В качестве иллюстрации он приводит статью Тимура Алиева (в прошлом редактора газеты «Чеченское общество, а ныне советника президента Чечни) «Исход русских из Чечни», опубликованной в сборнике «Чечня. Жизнь на войне». Согласно логике автора, все разговоры о дискриминации русских из Чечни начались только после публикаций «некоего Кондратьева» (один из бывших грозненцев, создавший ресурс, посвященный русским в Чечне). Иными словами, Алиев объявляет геноцид русских мифом.

«Разве можно объяснить одним лишь «разгулом криминала» (как это делает Тимур Алиев) то, что только в 1992-1994гг. Чечню покинуло 147 тыс. человек? - спрашивает Сергей Маркедонов - При этом более 80 % беженцев из Чечни были русские, 5,4 % - армяне, около 3 % - украинцы, 1,6 % - татары, 1,2 % - осетины, порядка 1 % - ногайцы. В 1991-1994гг. в Чечне было убито или пропало без вести более 10 тыс. чел. (в большинстве своем русских). Второй вопрос: насколько вообще можно вести речь о государственном проекте Чечни, если ее власти не смогли предотвратить подобные «криминальные эксцессы»? Или тоже прикажете считать это «сценарием Кондратьева»? Разве «некий Кондратьев» выдвигал на площадях Грозного лозунги «Русские – в Рязань, ингуши – в Назрань, татары – в Казань»? Разве не было силовых захватов квартир, населенных русскими и других казусов «ичкерийской приватизации», похищений людей?».

«В самом деле, было бы по меньшей мере наивно считать, что русские в массовом порядке вернутся в Чечню, если в самой республике не дана предельно жесткая оценка их массового исхода оттуда. В этой связи закономерен вопрос, а должно ли Российское государство принимать ответственность за происшедшее в Чечне, включая далеко не всегда оправданные действия военных и правоохранительных структур в 90-е гг.? Считая Чечню неотъемлемой частью Российской Федерации, такие действия не просто желательны, они безальтернативны. Однако вместо серьезного и содержательного обсуждения проблем Чечни, российская власть предлагает откупиться от проблемной территории, соглашаясь при этом на «особый режим» в республике, а также «особое понимание» ее истории. Пока же такая «особость» будет интенсивно развиваться, думать о быстрой интеграции Чечни в общероссийское социальное пространство преждевременно», – считает Маркедонов.

Говоря о призыве владыки Феофана, нелишне задаться вопросом, а что думают сами чеченцы о возвращении русских жителей республики. На одном  чеченском форуме «У камина» (не ваххабитском, не сепаратистском, не экстремистском) задан вопрос: нужны ли русские в Чечне? 61,63% посетителей ресурса считают, что не нужны, 24, 42 %, что нужны только специалисты. И только 13, 96 % считают, что могут вернуться все русские. Приведем мнения посетителей форума, С СОХРАНЕНИЕМ ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ:

«Я не смотрю на возвращение русских, как на панацею или национальное бедствие. Конечно, возвращение специалистов, детских врачей, педагогов, инженерного состава было бы желательно, но вряд ли в республике, страдающей от безработицы и блата при поступлении на работу, они будут встречены с распростертыми руками. Напротив, найдется немало людей, которые припомнят им(?!) бомбардировки и зачистки...».
«Не лучше ли вкладывать деньги в образование вашей молодёжи чем в подарки русским с помощью которых их "заманивают" обратно? Россия - для русских, Чечня - для чеченцев».

«Допустим, но почему тогда не разработать программу по привлечению специалистов из мусульманских стран? Зачем вновь наступать на грабли и приглашать русских?»

«Вы спрашиваете, нужны ли нам те русские, у которых нашим предкам пришлось выкупать свои же дома, после возвращения из Казахстана? те русские, которые злорадствовали, во время войны? те русские, которые во времена советского союза, занимали лучшие районы республики, в то время как исконные жители жили в менее хороших районах? те русские, которые нам не позволяли говорить и учить родной язык? И на конец те русские, которые сами же себя называют быдлом?»

«И вообще, нам не русских надо устраивать, а себя - мы сами еще толком ходить не научились, из за многовековой самообороны, а здесь видите ли, русских им возвращай.
Как здесь уже было сказано: " Чечня для чеченцев - Россия, для русских".»

«Пусть приезжает кто угодно на черные работы. как во всех других странах. сначала чеченцы на самые лучшие места, потом остальные на те, где не хотят работать чеченцы. и строго не прописывать понаехавших. и постоянно тормозить на улицах и проверять регистрацию)))»

«НЕ НУЖНЫ! А те которые живут или " понаедут" нужны для очищения своих кладбищ, за 14 лет эмиграции, среди чеченцев есть специалисты разных отраслей, получившие образование в Вузах всего мира»

«Не нужны. Точно также как и мы им. При этом я бы не хотел что-бы кто-то препятсятвовал их возвращению. Тому кто их зовет в Чечню, я бы предложил поехать жить в россию.»

«Русские? Не нужны. Для своих места мало»

«нужны высококвалифицированные специалисты и ученые , остальные нам не нужны . алкаши , женщин легкого поведения , гопники и всякие быдло образные личности вместе с попами , пусть остаются в свои урюпинсках и мусорансках»

«Оставьте нам нашу Ичкерию и едьте в свою Рашу, там много места. Мы как-нибудь обойдемся без экономического чуда, НАТО, России и вас».

«Я уже видеть не могу эти светлые лица русов )))),так вам с русскими всем хорошо жилось, что некоторым добавки надо)
миролюбивые вы наши)»

«Лично мне не нужны ни твои жиды, ни какие-то там специалисты, устал народ от этих "специалистов",которые пришли к нам в 19 веке во главе с Ермоловыми и Паскевичами, нохчи и сам сможет работать на любом месте, его для этого просто нужно этому научить, или вас  устраивает то, что вместо Вахи, хлеб будет кушать Ваня?»
«Наш народ самодостаточен, а любой кто пожелает у нас поселиться, пусть принимает Ислам и живёт сколько хочешь.»

Вот в какую республику, с какими настроениями населяющих ее людей зовет владыка Феофан русских учителей. Туда, где даже вооруженные милиционеры  (в том числе и чеченские) не чувствуют себя в безопасности. Ну что же, история Церкви знает немало примеров, когда архипастыри призывали пасомых на мученичество за веру. Но в этом случае они всегда шли на смерть первыми. Пока что архиепископ Феофан ничего не сообщил о намерении перенести свою резиденцию в Чечню.