Иран на пороге войны
Борис Джерелиевский

Иран на пороге войны

Главным бенефициаром возможного конфликта станет Израиль

Сообщение о том, что в субботу начнутся переговоры между Ираном и США, несколько обнадеживает, но пока что эскалация на Ближнем Востоке не прекращается, и угроза большой войны остается более чем реальной. Трамп прямо угрожает войной Ирану, если он не пойдет на заключение новой «ядерной сделки» на условиях США, которая предполагает тотальную «инспекцию» ядерных объектов ИРИ американцами.

Напомним, что в марте 2025 года Трамп направил письмо верховному лидеру Ирана Али Хаменеи, в котором потребовал от Тегерана новой сделки по вопросу иранской ядерной программы взамен расторгнутой самим же Трампом еще в прошлую каденцию. Иран, исходя из этого печального опыта, выразил готовность вести переговоры только с привлечением третьих стран. На это заявление Трамп пригрозил Тегерану «невиданными ранее бомбардировками», если соглашение не будет достигнуто.

Теперь Пентагон объявил о направлении на ближневосточный ТВД новых авианосных соединений и истребителей, кроме того, идет и переброска личного состава, общая численность которого в регионе в ближайшее время составит 300 тысяч человек, включая административный персонал.

Из Тегерана звучат вполне спокойные слова. «Иран готов к диалогу с США, но это должен быть разговор на равных», — заявил президент ИРИ Пезешкиан, указав, что проводимая американцами эскалация не способствует конструктивным переговорам.

Заявления КСИР традиционно звучат несколько жестче. «Иран готов к любой войне, но не будет ее инициатором. Враги Ирана, особенно Израиль, находятся в пределах его досягаемости, и Иран знает, как победить Израиль, несмотря на поддержку США. Иран накопил мощь, которую теперь можно использовать», — заявил командующий Корпусом стражей исламской революции Хоссейн Салами.

Впрочем, Тегеран не ограничивается словами – войска приведены в боевую готовность, КСИР отдал приказ всем своим подразделениям ПВО сбивать любые вражеские самолеты, которые могут войти в воздушное пространство Ирана, не запрашивая разрешения вышестоящих инстанций, а в Персидском заливе интенсивно работают иранские средства РЭБ.

Американцы сообщают, что из-за этого самолеты их военно-транспортной авиации, осуществляющие переброску грузов, сталкиваются с немалыми проблемами из-за сильных помех в работе GPS.

Отмечается и подготовка к ухудшению ситуации и в других странах. В частности, ВС Египта приводят в боевую готовность свою ПВО. Сообщается, что на неких «угрожающих направлениях» развернуты ЗРС С-300 ВМ. По кому они намерены работать, не совсем ясно, но Египет и другие арабские страны региона официально объявили, что не намерены предоставлять свое воздушное пространство для ударов по Ирану.

Шаги к обузданию потенциального агрессора принимаются дружественными ИРИ странами. Так, например, на фоне нарастающего военного давления США на Иран Госдума заявила, что постарается как можно скорее ратифицировать договор о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве между Россией и Ираном. А иранские СМИ сообщают о прибытии в ИРИ двух транспортных самолётов Российской Федерации, привезших средства ПВО и ракеты ОТР-23 «Ока».

А, например, глава МАГАТЭ Гросси официально отверг домыслы о наличии у Тегерана ЯО: «Чтобы никто не вводился в заблуждение, я повторяю — у Ирана нет ядерного оружия». Озабоченность мировой общественности понятна — вооруженная авантюра США на Ближнем Востоке, даже если и не приведет к мировой войне, способна еще более усилить глобальную турбулентность.

В частности, эксперты прогнозируют дестабилизацию нефтяного рынка – первоначальный скачкообразный рост цен на нефть, а затем довольно резкое снижение продаж. Так что, если Трамп собирается и дальше дестабилизировать мировую экономику, нападение на Иран – верный шаг в этом направлении.

Кроме того, для Вашингтона мотивом для этой войны может быть тот факт, что Иран имеет ключевое значение для КНР как мост между Востоком и Западом. Положение ИРИ делает ее логистическим, энергетическим и политическим центром между Китаем, Центральной Азией, Кавказом, Европой и Ближним Востоком. Исходя из этого, можно прогнозировать поток китайских инвестиций в экономику Ирана, взрывной рост торговли, инфраструктурных проектов и взаимных соглашений. Это дает Тегерану возможность превращения в регионального лидера и экономический центр Ближнего Востока. И в то же самое время Иран становится воротами для Китая в Магриб, его плацдармом и основой для экономического освоения региона. США это, понятно, категорически не устраивает.

Однако вопрос о том, насколько США готовы к реальной войне с Ираном, все же остается открытым. Издержки от этого противостояния будут для американцев весьма велики. В случае ответного удара под огнем ВС ИРИ окажутся все американские базы в регионе и указанные 300 000 военнослужащих. Американцы спешно перебрасывают в регион ЗРК, однако надежно прикрыть все объекты едва ли получится. Также Тегеран предупредил, что в случае агрессии последует ракетный удар по важнейшей американской базе Диего-Гарсия в Индийском океане. В распоряжении Ирана есть и баллистические ракеты, и тяжелые ударные дроны, способные решить эту задачу. Американцы отнеслись к этому вполне серьезно, и вблизи Диего-Гарсии зафиксирован эсминец типа Arleigh Burke, предположительно DDG 108 Wayne E. Meyer, оснащенный системой Aegis ВМС, который должен усилить противоракетную оборону базы.

Но военный аспект, хотя и немаловажен, не исчерпывает те проблемы, которые возникнут перед Вашингтоном в случае войны. Так, например, по оценкам Forbes, даже ограниченная военная операция против Ирана обойдется американцам от 60 миллиардов до 2 триллионов долларов только за первые три месяца. Может ли это себе позволить Белый дом, когда экономика страны уже сталкивается с внутренними вызовами, вопрос риторический.

Нападение на Иран гарантированно приведет к целой лавине кризисов (начиная от блокады Ормузского пролива) с плохо просчитываемыми последствиями. То есть, гарантированно глобальный хаос не будет «управляемым».

Международная поддержка военной авантюры США против Ирана отсутствует даже на уровне коллективного Запада. Ни военной, ни даже политико-дипломатической помощи от большинства своих союзников Вашингтон не получит. Хуже того – у возможной агрессии нет полного одобрения даже в самих Соединенных Штатах. По данным Pew Research Center, больше половины американцев выступают против ввязывания страны в новую войну на Ближнем Востоке. Ее начало заставит Белый дом сместить фокус, который сегодня сосредоточен на Китае, России и внутренних проблемах, на дополнительные задачи, заставив пренебречь озвученными приоритетами, и вынудит распылить силы. Не является секретом и то, что американская агрессия не приведет к свержению существующей в Иране государственной системы, зато вынудит Тегеран интенсифицировать работы по созданию/укреплению национального ракетно-ядерного щита, то есть приведет к результатам, прямо противоположным целям, заявленным Трампом.

Несмотря на волюнтаризм и невысокий профессиональный уровень команды Трампа, все это в Белом доме понимают и, возможно, просто пытаются взять Иран «на понт». Вдруг Тегеран дрогнет и пойдет на уступки? Если не получится, то можно будет просто потихоньку откатиться назад, как это произошло в прошлую каденцию Трампа с КНДР, которую он также хотел заставить отказаться от ядерного оружия.

В пользу такой вероятности говорят следующие моменты: после того как стало ясно, что ИРИ не намерена прогибаться под требования Трампа, он снизил свои требования и заявил о готовности вести с Ираном непрямой диалог с участием других стран (хотя сейчас американские представители заявляют о «прямых» переговорах). В СМИ слит «секретный» меморандум министра обороны США Пита Хегсета, который предписывает в качестве главного приоритета Пентагона подготовку войны с Китаем, все остальное, включая Россию и Иран, — вторично.

И наконец, в западное медиапространство запущен новый нарратив – Тегеран сворачивает помощь хуситам. Это, конечно, фейк, но дает основание Вашингтону заявить, что его давление на Тегеран позволило «достичь важных целей».

Можно было бы предположить, что всё этим и кончится, если бы не Израиль и особое отношение к нему трампистов, которые считают служение еврейскому государству своей главной обязанностью, что позволило экономисту и политологу Джеффри Саксу констатировать: «У США нет независимой внешней политики, они передали ее Израилю». И если это так, то война с Ираном практически неизбежна. «Подготовка к совместному израильско-американскому удару по Ирану находится всего в нескольких минутах от окончательного решения», — сообщают израильские СМИ со ссылкой на некого высокопоставленного израильского чиновника. Можно не сомневаться, что в Тель-Авиве постараются максимально использовать открывшиеся с возвращением во власть Трампа возможности для провоцирования американо-иранской войны.