Николай Телепнев

Госзакупки вымывают из бюджета сотни миллиардов

Государственные закупки всегда и везде являются весьма прибыльным "бизнесом" для чиновников. Россия – не исключение. Так, завышение цен при проведении госзакупок обошлось бюджету в 2008 году в 364 млрд. рублей. Об этом говорят данные исследования, проведенного при поддержке Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службы (ФАС).

Согласно информации, обнародованной Национальной ассоциацией участников электронной торговли (НАУЭТ), каждый 12-й рубль при проведении подобных финансовых операций осел в кармане и на счетах чиновников и поставщиков, пишет газета "Ведомости".

При составлении национального рейтинга прозрачности закупок, НАУЭТ оценивала 90 федеральных ведомств, 82 региона и 100 крупнейших, по данным Росстата, компаний – по 12 критериям (снижение цен, число участников процедур, способы размещения заказа и т. д.). При этом, как сообщил исполнительный директор НАУЭТ Антон Никольский, муниципальные заказчики были исключены из рейтинга в связи с недостатком информации, которую они обязаны публиковать на своих сайтах.

Как пишет газета, региональные закупки оказались прозрачнее федеральных. Здесь потери бюджета составили 4,3% от объема закупок против 10,7% соответственно. НАУЭТ выдала трем регионам - Москве, Алтайскому краю и Владимирской области – "гарантированный" рейтинг, там закупочные цены не превышают рыночные более 0.5%. При этом в конкурсах (тендерах) участвовало до четырех поставщиков. Самый низкий рейтинг оказался у заказчиков из республики Марий Эл – закупочные цены задраны на "скромные" 15%, а в тендерах принимали участие не более трех поставщиков. Кроме того, низкий рейтинг получили еще 15 регионов России. К слову, из федеральных заказчиков "гарантированный" рейтинг не получил никто, а "высокий" – только 14 крупных ведомств.

Как выяснилось, самыми рачительными покупателями являются заказчики из Госдумы, Федеральной службы по тарифам, Минсельхоза и Минздравсоцразвития. Их цены не превышают рыночные не более чем на 1%. Вместе с тем, низкий рейтинг теперь у 24 ведомств - цены завышены на 13% при наличии 2-2,3 поставщика. Среди них лидируют ныне расформированные Роскультура и Росинформтехнологии, а также разделенная в прошлом году Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. В общем, культура и высокие технологии стране по-прежнему обходятся дорого…

В этой связи неплохо учесть, как сказали бы в "раньшие времена", передовой опыт. Представители аппарата Госдумы, например,  указывают, что экономия при закупках была достигнута за счет использования аукционов. На них было размещено 63% заказов, при этом начальные цены удалось снизить на 319 млн. руб., что составляет около 10% от объема закупок. Представитель департамента Москвы по конкурентной политике указывает на важность числа участников аукционов: в столице в процедурах задействованы 4-5 участников, что позволило снизить цены на 10-12%. Со столичными чиновниками (напомню, Москва получила "гарантированный" рейтинг) не согласны в Марий Эл (самый низкий рейтинг). Там утверждают, что все требования закона соблюдены. "На него ориентируемся, а не на то, что в Москве подсчитают", - сообщил Евгений Макаров из пресс-службы правительства республики.

Тем не менее, основным направлением в 2008 году стал переход от конкурсов к более прозрачным аукционам. Доля продаж на аукционах выросла с 2,3% стоимостного объема госзаказа в 2007г. до 29,7% в 2008г., на конкурсах - снизилась с 65,4% до 30%. Несмотря на эти с виду положительные цифры, суммы потерь растут. Для сравнения: в 2007г. бюджеты всех уровней потеряли все-таки меньше - 347 млрд. рублей против 364 млрд. в 2008-м.

Как уже говорилось, система госзакупок, при которых в никуда уходят бюджетные деньги – больное место не только в России. Собственно, скандалы с завышением цен периодически происходят по всему миру. Чтобы далеко не ходить, обратим взгляд на своего соседа, на Украину. "Когда эксперты ВОЗ проанализировали, по каким ценам у нас закупаются лекарства, то были весьма удивлены, - приводит президентский сайт слова заместителя директора Института фтизиатрии и пульмонологии им. Т. Яновского, профессора Василия Мельника. - Например, рифампицин почти в пять раз, другие препараты в три-четыре раза дороже мировой цены".

Первый заместитель руководителя Секретариата президента Украины Александр Шлапак не так давно заявил о том, что существующий порядок проведения соответствующих процедур фактически превратил госзакупки в теневой клондайк для ловких дельцов и их покровителей из властных кабинетов. Межведомственная комиссия по вопросам государственных закупок, по мнению украинского чиновника,  уже давно стала источником масштабных злоупотреблений и теневого обогащения: "Двойные стандарты, которые применяет этот орган при проведении тендерных конкурсов, оборачиваются многомиллионными взятками и "вознаграждениями". При этом оценить размер потерь бюджета представляется весьма сложным делом из-за непрозрачности проводимых финансовых операций…

Но вернемся в Россию. По-прежнему доходность по госзакупкам, по авторитетным оценкам, составляет 8,7%, это вполне сравнимо с докризисной прибылью в обрабатывающей промышленности и выше, чем в машиностроении: при цене нефти в $55 за баррель прибыль составляет 11-18%. Однако при этом госзакупки не нуждаются в инвестициях и позволяют "куда-то деть" сотни миллиардов рублей бюджетных средств.