Украина ассимилирует крымских татар
Олег Назаров

Украина ассимилирует крымских татар

Президент Украины Пётр Порошенко объявил о намерении создать крымско-татарскую автономию. Создавать её он собрался в Крыму, на который его украинская власть не распространяется.

Заявление из области фантастики. Как будет выглядеть такая автономия? Будет ли что-то ещё, кроме кучки бумажек, подписанных украинским правительством, на которых будет написано, что там-то и там-то создаётся крымско-татарская автономия?

Очевидно, что кроме бумажек ничего не будет. Заявление о автономии – это ловушка для крымских татар. Порошенко пытается таким образом мобилизовать крымских татар в предверии грядущих президентских выборов 2019 г.и использовать их протестный потенциал как против своих политических оппонентов, так и против России в развязанной Киевом идеологической войне.

В российском Крыму татары получили то, чего у них не было при Украине. Крымско-татарский язык имеет статус официального, его изучают в 53 общеобразовательных учебных учреждениях. В 2016 г.было открыто 37 первых классов с крымско-татарским языком обучения, издано 45 тыс.учебников для крымско-татарских учеников.

Началось законодательное оформление, по крайней мере, части земельных участков, самовольно захваченных крымскими татарами за годы пребывания полуострова в составе Украины. Крымским татарам предоставлен статус репрессированного народа. Издаются газеты на крымско-татарском языке, вещают теле- и радиопрограммы.

Что на этом фоне может дать крымским татарам Порошенко? Дырку от бублика. Всё, что можно дать татарам, им уже дали. И сделала это Москва, а не Киев. Для киевских властей крымские татары представляли ценность только в одном смысле – для использования их в противостоянии с русским населением полуострова.

То есть, для нынешнего поколения и будущих поколений крымских татар Киев приготовил сценарий из вражды, раскола, межнациональной ненависти, протестов, стычек, столкновений. Крымские татары, по замыслу Киева, должны были всю жизнь вариться в этом агрессивном бульоне. Без перспектив мира, стабильности, взаимопонимания, межэтнического согласия.

Помогали в этом Киеву проходимцы из т.н.меджлиса крымско-татарского народа во главе с Мустафой Джемилевым и Рефатом Чубаровым. Что интересно, Чубаров истерично призывал крымских татар не ассимилироваться с другими нациями, беречь язык, культуру и сохранять враждебность по отношению к русским. Но дочек выдал замуж за лиц со славянскими фамилиями, а сам женат на латышке.

Меджлис пытался быть незаменимым выразителем интересов крымско-татарского населения, но не был им, потому что был инструментом для зарабатывания денег для Джемилева и Чубарова. После воссоединения Крыма с Россией крымские татары вдруг поняли, что жить можно и без Джемилева с Чубаровым.

Те крымские татары, кто в эмоциях поверил евромайдану и выехал на Украину, совершили опрометчивый шаг. На Украине их дети не могут изучать крымско-татарский язык, литературу и историю. Книги на крымско-татарском тоже не издаются. И на Украине крымским татарам грозит ассимиляция больше всего.

Объектов мусульманского религиозного культа на Украине тоже практически нет, в отличие от Крыма, где в Симферополе построена самая большая на полуострове соборна мечеть, не считая мечетей в других населённых пунктах.

Для крымских татар связывать свою жизнь с нынешней Украиной – это обрекать себя на проблемы и тяготы. И призывы Порошенко тут не помогут.