Война с дронами в Карабахе. Урок для ПВО
Юрий Кнутов

Война с дронами в Карабахе. Урок для ПВО

Устаревшие ЗРК не способны бороться с современными БПЛА


Несмотря на перемирие в Нагорном Карабахе, анализ боевых действий двух армий еще долго будет привлекать внимание военных экспертов. Главный вывод, который можно сделать из 44 дней кровопролитных боев, — одержать победу армии Азербайджана помогло широкомасштабное применение БПЛА. Считается, что это произошло впервые, и ничего подобного в истории локальных войн и конфликтов ранее не было. Это не так.

В 1982 г. Израиль внезапным авиа- и ракетным ударом нанес ощутимый урон сирийской группировке ПВО на территории Ливана в долине Бекаа. Уже тогда масштабное применение активных и пассивных помех и беспилотников позволило израильтянам за несколько часов вывести из строя значительную часть сирийских зенитных ракетных дивизионов.

Анализ тактики применения азербайджанских дронов наталкивает на мысль, что и в этот раз без помощи Израиля не обошлось. Об этом говорит видеосъемка нанесения одного из ударов по позиции ЗРК С-300ПС Армении. Азербайджанский дрон обнаружил расположение зрдн, а удар был нанесен с помощью оперативно-тактической ракеты «земля-земля» израильского производства LORA. Именно так в 1982 г. израильтяне с помощью американских ОТР MGM-52 Lance выводили из строя некоторые сирийские ЗРК. Необходимо сказать, что модификация ЗРК С-300ПС, находящаяся в частях ПВО армии Армении, уже более 10 лет назад была снята с вооружения в России как устаревшая.

В Сети можно найти кадры уничтожения трехкоординатной РЛС украинской разработки 36Д6. Станция еще в советские времена придавалась для ведения воздушной разведки дивизионам комплекса С-300П. Азербайджанские СМИ ошибочно преподнесли уничтожение РЛС как точное попадание в радиолокатор подсвета и наведения ЗРК С-300П.

Анализ боевого применения азербайджанских дронов против ЗРК еще советской разработки показал почти полную неспособность устаревших ЗРК бороться с современными БПЛА. Хорошо известно, что если цель движется вокруг позиции РЛС по кругу с постоянным радиусом, то еерадиальнаяскоростьво всех точках траектории будетравнанулю. Эффект Доплера не возникает, и доплеровская частота будетравнанулю. Это не позволяет еще советским РЛС и ЗРК взять дрон на сопровождение и уничтожить его.

К сожалению, на вооружении сил ПВО Армении нет современных ЗРПК «Панцирь-С1». Этот комплекс при правильном его применении успешно сбивает турецкие и израильские дроны в Сирии и в Ливии. Именно поэтому в Минобороны РФ сейчас рассматривается вопрос о принятии на вооружение сухопутной версии ЗРПК «Панцирь-СМ-СВ». Предполагается, что комплекс будет прикрывать ракетным и пушечным огнем более мощный ЗРК С-300В4. Сухопутный вариант «Панциря» будет на гусеничном шасси. В его РЛС используется активная фазированная решетка, что позволяет обнаруживать цели на дальности до 70 км. Комплекс способен одновременно обстрелять 4 цели, наводя на каждую до 2-х ракет. Благодаря усовершенствованной ЗУР, сухопутный «Панцирь» сможет поражать БПЛА на дальности до 40 км.

Еще один современный ЗРК — «Тор-М2КМ». Армянская армия имеет небольшое количество подобных комплексов на колесном шасси. В Сирии комплекс «Тор» показывает 100%-ную вероятность поражения. Однако в Нагорном Карабахе не все пошло так гладко. Так, Азербайджан разместил на канале YouTube видео с уничтожением ЗРК «Тор». На кадрах хорошо видно как дрон следит за работающим комплексом. При этом расчет ЗРК явно не видит азербайджанский беспилотник. Вскоре комплекс «Тор» прекращает боевую работу и заезжает в большой сарай для маскировки. В этот момент по нему наносит удар второй дрон.

Важно подчеркнуть, что ЗРПК «Панцирь-С1» и ЗРК «Тор-М2» — единственные в мире комплексы малой дальности, способные вести огонь в движении и прикрывать колонны с техникой на марше.

Активно в Сети обсуждается применение против малых беспилотников ПЗРК. Однако некоторые военные эксперты упускают очень важный момент. Максимальная высота, на которой ПЗРК отечественной разработки способны поразить цель, составляет 3,5 км. Это относится и к новому ПЗРК «Верба», который планируют устанавливать на боевую машину «Тайфун-ПВО». Азербайджанские дроны действуют с высоты 4 или 4,5 км.

Другой тип БПЛА — дроны-камикадзе. Они настолько малы, что большинство РЛС советской разработки их вообще не способны обнаружить. Небольшой двигатель дрона излучает мало тепла, а значит инфракрасная ГСН, установленная на ракете ПЗРК, не всегда может захватить дрон. Более того, разработчики небольших БПЛА уже в ближайшие годы планируют произвести замену бензиновых двигателей на электрические, что сделает дроны-камикадзе практически незаметными в инфракрасном диапазоне.

Надо признать, что не справится с небольшими беспилотниками и ЗПРК «Тунгуска». Слишком малая энергетика станции и большая мертвая воронка не позволят ему надежно прикрыть себя и защищаемый объект от удара дрона.

Пишут военные эксперты и о различных системах РЭБ. Но и здесь не все просто. В 1970 г. Советский Союз направил в Египет 250-й отдельный центр РЭБ. Уже первое применение станций постановки помех показало, что некоторые из них «задавили» активными помехами свои СНР-125 из состава ЗРК С-125. Выдвижение станций РЭБ вперед перед дивизионами на определенное расстояние позволило решить проблему, но сделало их уязвимыми для ударов артиллерии и авиации противника. Кроме того, применение станций помех в горных условиях не всегда дает ожидаемый результат. Сказывается отражение радиосигналов от горной местности. Этим, вероятнее всего, можно объяснить уничтожение одной из таких станций непосредственно во время боевой работы азербайджанским беспилотником.

Разработанные в нашей стране комплексы борьбы с противорадиолокационными ракетами и дронами-комикадзе могли бы защитить армянские ЗРК, такие как С-300П, от ударов БПЛА, но их на вооружении армянской армии нет. Одним из таких комплексов является «Газетчик-Е». Он предназначен для защиты излучающих РЛС от поражения противорадиолокационными ракетами (ПРР) путем создания дублирующего излучения схожего с сигналом СНР или РЛС, а также постановки аэрозольных помех над позицией. Надо сказать, что существующие на сегодня противорадиолокационные ракеты, запускаемые в т.ч. и с дронов, запоминают местонахождение источника радиосигнала, что осложняет увод ПРР от станции.

Опыт войны в Ираке и в Сирии показал, что применение дымовой завесы или аэрозольных помех эффективно, но кратковременно, и для барражирующих беспилотников не имеет принципиального значения. После того, как дым или облако из аэрозоли рассеются, оператор БПЛА сможет нанести удар по неподвижной цели. В то же время подвижная цель под прикрытием дыма или аэрозольного облака может получить возможность укрыться от удара дрона.

В Сети некоторые военные эксперты говорят о многофункциональном комплексе радиоэлектронного подавления и радиоразведки «Инфанта», который установлен на БТР-80. Хотелось бы напомнить, что этот комплекс предназначен для защиты бронированной и автомобильной техники и личного состава от поражения радиоуправляемыми минно-взрывными устройствами. Комплекс также обеспечивает радиоподавление средств связи противника. Борьба с дронами в его функции не входит.

Еще один комплекс РЭБ, о котором пишут, «Листва» — машина дистанционного разминирования, специально разработанная для частей РВСН. С помощью микроволнового излучения она разминирует дороги перед подвижными ракетными комплексами стратегического назначения РТ-2ПМ2 «Тополь-М» иРС-24 «Ярс» и с дронами не борется.

Военные эксперты также обсуждают боевые возможности автоматической станции помех Р-330БМВ. Она установлена на шасси МТЛБ и предназначена для противодействия радиостанциям тактического звена управления, а также для подавления авиационных линий радиосвязи в УКВ-диапазоне от 30 до 100 МГц. В то же время станция не работает по зашифрованным цифровым каналам связи, которые уже устанавливаются на беспилотники нового поколения, включая израильские и турецкие. Именно поэтому многие страны разрабатывают специальные системы борьбы с дронами.

На Параде Победы была показана зенитная самоходная установка 2С38 «Деривация-ПВО». Она создана на шасси БМП-3. Оптико-электронная станция способна на расстоянии до 10 км обнаружить цель размером 2,3 м на 2,3 м. Новая зенитная автоматическая пушка калибра 57-мм установлена в необитаемой башне. Дальность поражения наземных целей составляет 14,5 км, а воздушные цели уничтожаются на высоте до 4,5 км (по другим данным, до 7,5 км). Скорострельность орудия — 120 выстрелов в минуту. Начальная скорость снаряда — 1000 м/с. Снаряд оборудован радиовзрывателем, что позволяет гарантированно поразить дрон. Госиспытания «Деривация-ПВО» намечены на начало следующего года.

Еще один перспективный мобильный комплекс ПВО ближнего действия — «Птицелов» должен прийти на замену устаревшему ЗРК «Стрела-10М3» в 2022 г.

Серьезные работы ведутся в области лазерного оружия. В России уже создан лазерный комплекс «Пересвет». Но, по понятным причинам, боевые лазеры в настоящее время используется только для прикрытия подвижных ракетных комплексов стратегического назначения РТ-2ПМ2 «Тополь-М» иРС-24 «Ярс».

Во многих странах понимают, что для борьбы с дронами нужны относительно небольшие боевые лазеры, которые можно установить на легкобронированные автомобили типа «Тигр». Однако на сегодня мощность твердотельных лазеров все еще остается недостаточной для надежного поражения дронов на высотах более 0,5-1 км.

Еще одно перспективное направление — электромагнитное оружие, способное направленным микроволновым импульсом большой мощности выжигать микросхемы дронов на высотах до 5 км и более. Но пока работы в этом направлении носят экспериментальный характер.

Так что на сегодняшний день наибольшую эффективность в борьбе с беспилотниками показывают ЗРК «Тор-М2» и ЗРПК «Панцирь-С1», а также ряд отечественных систем РЭБ, которые располагают достаточно большой мощностью, широким диапазоном подавляемых частот и используются, как правило, в неподвижном состоянии со стационарных позиций.