Сирия – предмет для торга, а не для расстройства
Василий Таран

Сирия – предмет для торга, а не для расстройства

России нужно извлечь свои бонусы из переворота

Итак, сирийский переворот завершен, «эра Асадов» в стране подошла к концу, вооруженная оппозиция установила контроль над Дамаском, прервав исторический период, начавшийся в 1971-м. Поражение Башара Асада может радикальным образом изменить расклад сил на Ближнем Востоке и отнюдь не «в минус» России.

Накануне потерявший власть президент Сирии Башар Асад вместе с членами своей семьи прилетел в Москву, и Россия предоставила ему убежище «по соображениям гуманитарного характера». Тем самым Асад вместе с экс-президентом Украины Януковичем пополнил ряды лидеров рухнувших режимов, нашедших спасение в РФ.

В России тут же образовался целый интернет-кластер людей, «посыпающих голову пеплом». Громко стонущих о том, что «братский сирийский народ» попал под пяту полубандитов. Что коварный Запад вместе с не менее коварной Турцией в считанные годы подготовил в Идлибе боеспособную армию, легко обратившую войско Асада в бегство, а мы «ни сном ни духом». Стенают и о том, что Вашингтон и Анкара легко обнулили наш главный геополитический успех «десятых» годов. Успех, позволивший России получить имидж «защитника слабых» в глазах стран Глобального Юга. А также установить свой форпост на Средиземном море.

Отчасти «всепропальщиков» понять можно. Слишком сладок был успех российской компании 2015–2017-го, мгновенно поднявший акции нашей страны и армии в глазах ближневосточных режимов. Но свои военно-политические успехи нужно уметь закреплять и развивать, не считаясь с желаниями ситуационных партнеров и потенциальных врагов. В Сирии у нас это, увы, не получилось. После победы над боевиками ИГ и группировками других «бармалеев» последовали мутные «договорняки» с Турцией по Идлибу, по сохранению баз США в нефтеносных провинциях САР и т. д.

Понятно, что режим Асада так легко рухнул, потому что слишком сильно прогнил изнутри. Большинство сирийцев, мусульман суннитского и шиитского толка, уже полвека раздражало то, почему ими управляют алавиты. Ну, это как если бы в России держать власть в своих руках могли бы только староверы. Да и сам по себе уровень жизни большинства сирийцев был довольно низким, в том числе у военных, полиции и других силовиков. Притом что страна обладает огромными запасами углеводородов.

Причин можно назвать много, но главные из них — коррупция и клановость на всех уровнях управления государством. Башар Асад не то чтобы не мог бороться с повсеместной распущенностью и воровством своих подданных. Скорее, он не видел смысла в этой борьбе, ведь на его памяти Сирия жила так всегда. Просто раньше, когда Башар был маленьким, страну возглавлял его отец Хафез Асад — человек стальной воли, способный в случае мятежа стереть с лица земли целые города вместе с жителями. Башар такой железной волей, увы, не отличался.

Интеллигентный юноша вообще планировал стать врачом-офтальмологом, пока старый Хафез Асад готовил себе в преемники старшего сына Басиля. Но в 1994 году тот трагически погиб в автокатастрофе, и президент Сирии был вынужден сделать ставку на младшего сына. В Сирии «нулевых» — начала «десятых», доставшейся ему от отца, интеллигентный Башар еще мог кое-как справляться с ситуацией в стране, жестким давлением соседей и Запада. А после 2011-го сохранить власть в своих руках ему удалось, по сути, чудом: на помощь неожиданно пришла Россия, остро нуждавшаяся в геополитическом самоутверждении.

Сейчас спасать Башара Асада было некому. Россия занята собственной войной, а сами сирийцы, по словам очевидцев, голосовали за смену власти отказом от поддержки правительственных войск. Армия отказалась выполнять свои обязанности, гражданские лица не стали формировать ополчение. Похоже, все они сочли, что такой исход событий даст Сирии надежду на лучшее будущее.

После захвата Сирии оппозицией некоторые «эксперты» сочли, что для Москвы он стал полной неожиданностью, иначе мы бы загодя направили войска на помощь Асаду и т. д. Эти версии выглядят глупо. О готовящемся вторжении в САР боевиков в Москве наверняка знали заранее — по двум причинам. Во-первых, потому что в такой воюющей стране, как Россия, военная и спутниковая разведки всегда работают прекрасно. Во-вторых, потому что в Сирии пока еще есть наши военные базы — Тартус и Хмеймим. А при любой базе обязательно есть своя разведка с разветвленной агентурой, в том числе и в Идлибе.

С точки зрения России, случившийся захват Сирии — это нормальный геополитический размен. Размен, обсуждавшийся не только с Анкарой или Тегераном, но и более широким кругом интересантов, и не только с Ближнего Востока. Понятно, что в какой-то момент нам пришлось сделать непростой выбор между дружбой с Сирией, отправкой туда войск и куда более весомыми геополитическими бонусами вроде успешного окончания спецоперации на Украине.

Если у тебя в доме полыхает пожар, совсем не время бежать с ведром воды на другой конец деревни. Мы уже помогли Асаду в 2015-м, но никто не подписывался делать это вечно. И никто в Кремле не стал посылать обученные, с прекрасным боевым опытом войска в далекую САР в момент, когда на счету каждое подразделение. А вот приютить Башара Асада с семьей — это пожалуйста, на это Россия всегда готова. Вон Янукович уже десяток лет живет в своем особняке в подмосковной Барвихе и в ус не дует. Даже иногда выступает с «обращениями к украинцам».

МИД России отметил, что сейчас угроз военным базам ВС РФ в Сирии нет, хотя их персонал приведен в состояние повышенной боеготовности. По мнению многих, Москва заняла верную в данной ситуации позицию. Еще в 2015-м Владимир Путин отмечал: «Мы не собираемся быть большими сирийцами, чем сами сирийцы». Нет сомнений, что в скором будущем те же «партнеры», которые сейчас дают нам «железные гарантии», постараются полностью выдавить нас из Сирии. И здесь нам пора осваивать опыт США — в том, как любой ценой оставлять свои военные базы в нужной стране.