Как оградить сетевой мир от вакханалии зла?

Интервью с профессором МГУ им. Ломоносова Владимиром Александровичем Сухомлиным - 29 мая 2006 г. в своем докладе на заседании комиссии по информационной политике и массовым коммуникациям Общественного совета ЦФО РФ Вы затронули тему воспитания молодежи в сети Интернет. Какова цель этого выступления и в чем суть Ваших предложений? - Надо привлечь внимание государства, чиновников и общественности к полностью проваленному в стране вопросу – воспитательно-образовательной работе с подрастающим поколением. По существу это поколение брошено на произвол судьбы. Коррупция и криминал, беззаконие и безнаказанность, несправедливость и бездушие, ложь и безнравственность стали социальными доминантами современной России. В этих условиях самыми уязвимыми и ранимыми объектами стали детские души, легко подверженные коррозии всех негативных проявлений общества. А это самый страшный, хотя и отложенный на время, ущерб для страны. Мы растим не помнящих родства Иванов, озабоченных добыванием легких денег, неспособных самостоятельно мыслить, оболваненных СМИ, не понимающих, что такое долг перед Родиной. Поэтому, когда государство не в состоянии предложить системный подход к подготовке будущей смены, определенную компенсацию в этом деле может внести общественная работа, включая подвижничество, деятельность общественных организаций, меценатство, организацию работы по целевым грантам с полной или частичной бюджетной поддержкой. - Вы соединяете в одно целое процессы воспитания и образования. Действительно ли они неразрывны? И какую функцию Вы оставляете школе? - Разве может школа без участия общества в одиночку готовить морально и умственно здоровых людей, когда общество погрязло в грехах и во зле? Даже если школа благополучная, то, придя домой и включив телевизор, ребенок видит с экрана, а часто и наяву, что законопослушание, уважение к окружающим, забота о ближнем, готовность служить Отечеству, совсем не те категории, которые ценятся и ведут к достойному уровню жизни. Воспитание и образование действительно тесно взаимосвязаны. Прямое воспитательное воздействие детская душа отвергает, как грубое вторжение в собственный неприкосновенный мир. Поэтому воспитательная работа должна идти как бы вторым номером. На первом месте должен быть увлекательный творческо-познавательный процесс, в котором душа ребенка раскроется сама, но совсем не для того, чтобы старшие забили в нее, как гвоздь, целевой принцип или установку. Ребенок сам положит в нужное место своего внутреннего мира этот принцип, если он станет результатом осмысления ситуации или эталонного примера в познавательном процессе. И это будет его личным приобретением. Задача педагога и состоит в том, чтобы создать такую ситуацию. - Правильнее было бы говорить об образовательно-воспитательной работе? - Образовательная составляющая является несущей, базовой конструкцией. С точки зрения технологии обучения воспитательные сигналы должны быть слабыми, но точно рассчитанными. С точки зрения целевой задачи их значение может быть наивысшим. Ныне образовательная составляющая в общественной работе с молодежью имеет особенное значение потому, мир быстро меняется. Школа не в состоянии успевать за этой динамикой. Поэтому дополнительная работа по развитию молодежи, вовлечению ее в сферу научно-технического прогресса чрезвычайно актуальна. Я имею в виду такую работу, которая позволила бы молодым людям добиться более высокой информационной или медийной грамотности, быстрее адаптироваться к сетевому миру, который скоро станет основной средой обитания социума. - Не все знают, что такое сетевой мир, а Вы говорите, что он уже наступает, и как всемирный потоп поглотит всех нас, и к этим новым условиям нужно готовиться. Какие тенденции развиваются в мире в связи с всеобщей информатизацией общества? - Дело в том, что Международным сообществом сформирована концепция построения «информационного общества (ИО), основанного на знаниях» , определяющая наиболее гуманистическую в условиях интенсификации процессов глобализации общественную формацию. В развитии такого общества центральная роль отводится науке, образованию, информационным и коммуникационным технологиям. Ведущие страны мира создали и ускоренными темпами реализуют стратегии построения ИО, глобального сетевого мира. К сожалению, Россия значительно отстает от происходящих в мире трансформаций. Например, в соответствии с Индексом готовности к сетевому миру (ИГС), разработанным Всемирным экономическим форумом, Россия из 75 наиболее развитых стран занимает: 38-е место по человеческому капиталу (уровень образования населения, специалисты в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), навыки использования ИКТ, информированность и мотивация), 66-е по ИКТ-инфраструктуре. Также мы - 62-е по оснащению программно-аппаратным обеспечением (компьютеризация) и 71-е по использованию ИКТ в образовании (доступ учебных заведений к ИКТ, использование ИКТ в учебном процессе). Эти показатели характеризуют то, что по отношению к продвижению современного мира к ИО положение России, а также состояние ее ключевых отраслей, включая образование, является критическим и может быть оценено как состояние национального бедствия ! В такой ситуации единственным спасительным средством, позволившим бы сохранить надежду на будущее страны как независимого государства, остается обеспечение высокого уровня стимулирования развития науки, образования, высоких технологий. Но пока в этом направлении шаги не предпринимаются. - Владимир Александрович, действительно, ни по гражданскому патриотическому воспитанию молодежи, ни по борьбе за всеобщую информационную грамотность нет системных решений на государственном уровне. Государственная молодежная воспитательно-образовательная политика в России отсутствует. Может ли общество как-то компенсировать ошибки государственной машины? - Действительно, такого рода молодежная политика реально отсутствует. В этих условиях остается только обратиться во времена недавнего социалистического прошлого, и вспомнить о таком понятии как общественная деятельность, которая поставленная на систематическую основу и поддержанная социумом и государством может принести немалую пользу стране. Причем выбора-то и нет. Считаю, что воспитательную работу среди подрастающего поколения, направленную на подготовку ее истинных хозяев - социально активных, небезразличных к судьбе страны людей, сплоченных масштабными созидательными проектами, воспитанных на чувстве патриотизма и взаимной солидарности, готовых к защите интересов страны, умеющих ставить общественные интересы выше личных, необходимо провозгласить общенациональным делом. Сейчас, когда становится ясно, что в условиях жесткого конкурентного геополитического противоборства за мировые ресурсы, право на выживание наций будет определяться степенью зрелости их общественного самосознания, солидарностью и общенациональной волей, такая работа просто необходима. Да и развертывание борьбы за всеобщую медийную грамотность, как мы видели из приведенных выше данных, не терпит промедления. - Существуют ли механизмы, которые позволили бы решать эти проблемы совместно? - Анализ различных форм работы с молодежью показывает высокую эффективность мероприятий, проводимых в виде конкурсов в сетевой среде с использованием современные информационные технологии. Они обладают высокой степенью привлекательности, имеют большую познавательную ценность, и в то же время дают возможность в ненавязчивой форме обратиться к глубинным чувственным истокам молодых людей, образующим начала отношений человека к семье, Родине, обществу, к самому себе. Примером сетевого воспитательно-образовательного проекта может служить Международный Интернет-конкурс для школьников "Web-страница семейной славы", который был проведен в 2005/2006 учебном году. - Расскажите о нем подробнее. - Международный Интернет-конкурс для школьников "Web-страница семейной славы" (1 марта - 30 октября 2005 г.) был проведен по решению Секретариата Международного союза общественных объединений «Союз Славянских Журналистов» и Совета ветеранов войны МГУ им. М.В. Ломоносова при поддержке ряда ведущих журналистских и ветеранских организаций в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Положение о Конкурсе было разработано сотрудниками МГУ им. Ломоносова. Информационными спонсорами Конкурса стали: РИАН, АиФ, «Семейный совет» (АиФ), Радио России, «Утро», Segodnia.ru, Vif2.ru, «Херальд и Пост», Сетевая Академия Ланит, 1С, Hub.ru и другие. Основной целью Конкурса стало привлечение молодого поколения к познанию беспримерного подвига советского народа в Великой Отечественной войне., а также в коллективном создании общественного информационного ресурса «Страницы семейной славы» - электронной книги памяти, посвященной ратным и трудовым делам предков в ВОВ. Мы стремились к патриотическому воспитанию подрастающего поколения, повышению его социальной активности, развитию интереса к освоению новых информационных и коммуникационных технологий, адаптация к условиям сетевого общества, развитию интереса к творческой созидательной деятельности в информационном мире. - Каковы результаты конкурса? - В нем приняли участие около 300 школьников из России и стран СНГ. К конкурсу было допущено 87 Web-сайтов. Более 60-ти преподавателей информатики, истории, литературы помогали своим подопечным в создании сайтов. Лауреатами по различным номинациям стали более 25 работ, еще 44 сайта были отмечены поощрительными призами. Вот некоторые примеры. Гран-при конкурса завоевал проект №30 “Дулаг 110: возвращение памяти” (Страшко Ульяна - ученица 10-го "А" класса средней школы №1 города Порхова Псковской области), посвященный памяти советским воинам и патриотам – узникам концентрационного лагеря Дулаг 110 на псковщине, где за годы воны погибло 85000 советских людей. Приз зрительских симпатий присужден проекту № 73 “Солдат Великой Победы” (Лицей-интернат естественных наук при Саратовском государственном аграрном университете имени Вавилова) о герое Великой Победы, полковнике запаса Смирнове Алексее Васильевиче. Приз “Памяти интернет-журналиста Кливера” – проект №41 “Книга Памяти” (237 школа г.Москвы, директор Биргер З.Е., преподаватель Чечулина Н.В., авторы Шаленик Д., Бородулин А.), посвященный боевому пути 6-го гвардейского корпуса 4-ой танковой армии и его танкистам, среди которых 62 Героя Советского Союза. Остальные лауреаты определялись по следующим номинациям: “Лучшая информационная модель и техническое исполнение сайта”, “Лучшее использование интерактивных и динамических возможностей”, “Лучшее использование возможностей мультимедиа”, “Лучший журналистский Web-проект”, “Лучшее художественное оформление”, “Лучшая военно-историческая работа”, “Актуальная тема”, “Глобальный читатель”, “Семейная история”, “Виртуальный музей”, “Историческое расследование”, специальный приз “Юниор” и специальный приз “Лучшему наставнику”. Как видите, жюри поработало весьма добросовестно и постаралось всесторонне подойти к оценке творчества школьников. - Кто финансировал этот конкурс, и какие технологии Вы использовали? - Это был чисто инициативный подвижнический проект без финансирования извне. Технологической основой для проведения Конкурса стал Военно-исторический портал (www.vif2.ru), созданный выпускником МГУ им. Ломоносова интернет-журналистом Владимиром Сухомлиным (Кливером), который и являлся автором идеи данного конкурса. Конкурсные работы составили целостный информационный ресурс, размещенный на данном портале по адресу http://pobeda.vif2.ru/ . Таким образом, конкурс стал также и памятью журналиста-патриота Кливера, который погиб в 2003 г. от рук бандитов, нанятых высокопоставленной милицейской персоной. Фактически судьба распорядилась так, что отец продолжил дело сына. Также бескорыстную помощь мне оказали мои студенты из МГУ, без их помощи я бы с этой задачей не справился. На заключительной фазе - формировании призового фонда конкурса, подключился ряд компаний, включая: 1С, D-link, группу компаний DPI, НКК, Сетевую академию Ланит, АиФ. С их помощью был собран необходимый призовой фонд. Все лауреаты конкурса получили хорошие подарки. Кроме этого они получили грамоты, удостоверения «Юного Интернет-журналиста», памятную медаль. - Как было организовано вручение наград лауреатам конкурса? 4-го мая 2006 г. в Центральном доме журналистов в концертном зале прошла церемония награждения лауреатов Интернет-конкурса «Web-страница семейной славы». Центральный дом журналистов и концертный зал были выбраны неслучайно. Они чудом сохранились в московском пожаре 1812 года и хранят память о А.С. Пушкине, как бы подчеркивая важность связи поколений, памяти исторического наследия страны. Перед конкурсантами выступил председатель Союза журналистов России В.Л. Богданов, рассказавший о роли журналистики и Интернет-журналистики в современном мире. После его запоминающегося выступления многие участники конкурса решили стать профессиональными журналистами. После церемонии награждения состоялся концерт ансамбля терских казаков. В заключение свои патриотические стихи читал известный поэт, участник обороны Ленинграда, Ф.И. Агапов. А 5-го мая в МГУ им. Ломоносова мы провели первый научно-практический семинар на тему «Организация воспитательно-образовательной работы с молодежью в сети Интернет» (руководитель проф. МГУ В.А. Сухомлин). В работе семинара приняли участие 35 человек, в том числе присутствовали на нем и участники конкурса. В результате были приняты решения, которые по существу составили план работ с молодежью на следующий учебный год - Каков же этот план? - Приняты решения преобразовать семинар в постоянно действующий научно-методический семинар. «Интернет-технологии в воспитательно-образовательной и информационно-публицистической деятельности». Кроме того, решено провести в 2006-2007 учебном году второй Международный конкурс, посвященный сохранению памяти о тех, кто своими ратными и трудовыми делами на благо отечества заслужил уважение и память потомков. Конкурс решено распространить на все возрастные группы населения, охватив не только школьников, но и студентов, учащихся колледжей, курсантов, военнослужащих, взрослое население, пенсионеров. За конкурсом оставить название «Web-cтраница семейной славы». В 2006-2007 учебном году запланирован Интернет-конкурс для школьников и студентов, курсантов военных училищ и учащихся колледжей «Уголок России – отчий дом», посвященный самым дорогим для участников конкурса местам необъятной России. Конкурсы «Web-cтраница семейной славы» и «Уголок России – отчий дом» будет проводиться в двух информационных сетевых пространствах – в виде Web-сайтов, а также в виде проектов в среде Вики на портале vif2.ru. С целью поддержки проекта Летописи.ру, проводимого компаниями Интел и ТрансТелеКом, решено распространить вышеназванные конкурсы на информационное пространство данного проекта. - Насколько я понимаю, эти решения и были предложены 29 мая 2006 г. на заседании постоянной комиссии по информационной политике и массовым коммуникациям Общественного совета Центрального федерального округа? - Совершенно верно. В своем докладе я сделал анализ итогов проведения этих мероприятий, показал, что сетевые конкурсы являются высоко эффективным средством работы с молодежью. Они способствуют развитию информационных компетенций, столь необходимых для жизни и деятельности в условиях информационного общества, развитию созидательного творческого начала в окружении информационного мира, способствуют обращению молодежи к славным страницам истории своего рода и страны, и переосмыслению этого опыта. Комиссия одобрила такую деятельность и предложенный план мероприятий на следующий учебный год. - Будем надеяться, что Вашу работу с молодежью поддержат СМИ, а также будет выделен целевой государственный грант. - Предлагаемый подход даст заметный эффект, если удастся добиться широкого охвата молодежи. Здесь огромную поддержку могут оказать СМИ, правительственные и общественные организации, система образования, школьные учителя. Все мы должны зарядить молодежь культом знаний, стремлением к профессиональному овладению современными информационными технологиями и к их применению в жизни, в работе, в социально значимых делах. Выделение финансирования тоже было бы важным, как с точки зрения официального признания и поддержки такой деятельности, так и с точки зрения расширения возможностей по ее проведению. Но даже если такой поддержки не будет, я все равно продолжу эту работу, насколько хватит сил.